ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я начал с привычного, почти традиционного определения этики, нравственности и морали, разве что более четко разделив два последних понятия, чего не делает и сегодня большая часть этиков в России и за рубежом.

Но всем текстом работы подвел к их иному, более объемному и глубокому содержанию.

Этика – итог и суть всей философской мысли.

Нравственность – всеобщая связь, пронизывающая бытие явное (сущее) и служащая мостиком к чаемому верой; связь многослойная, противоречивое единство, медленно постигаемая человечеством во всей ее полноте и соединяющая Человека и Бога, индивидуальность и бесконечность вселенных (миров).

Мораль – осознание этой связи: сперва в примитивных и ограниченных формах «мы – они» (группового), «я – мы», «я – ты», «я и другие» (индивидуального) и, наконец – «я – человечество», «я-мир», «я в мире» и «мир во мне».

Высшее проявление морали – учение Будды, Кун-цзы (Конфуция), Зороастра, Мухаммеда, но всего отчетливее – проповеди и деяния Христа и послания апостола Павла.

Это постоянный поиск лучших умов человечества, позволяющий определять нравственность и мораль по-разному, но каждый раз глубоко индивидуально от времен Сократа и Аристотеля до наших дней.

Это индивидуальное стремление к Абсолюту, органическое единство мысли и действия, знания и веры, достигающее кульминации в нравственном деянии, охарактеризованном Мамардашвили, как «единство мига и вечности, при котором человек становится равен Богу».

 

КРАТКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1972. Т. 2.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Ивано-Франковск, 2002.

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Гарин И. И. Что такое этика, культура, религия? М., 2002.

Гартман Н. Этика. СПб., 2002.

Гегель Г. В. Ф. Система нравственности // Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

Гулыга А. В. Кант. М., 1994.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у животных и человека // Дарвин Ч. Сочинения: В 9 т. М., 1953. Т. 5.

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Минск, 1995.

Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1–2.

История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. М., 2003.

Кант И. Лекции по этике. М., 2000.

Кропоткин П. А. Этика. М., 1991.

Локк Д. Мысли о воспитании // Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Марк Аврелий. Размышления. Л., 1985.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения: В 50 т. М., 1955. Т. 4.

Мень А. Сын человеческий. М., 1991.

Милль Д. С. Утилитаризм. СПб., 1882.

Монтень М. Опыты. М.; Л., 1954, 1958, 1960. Кн. 1–3.

Моральный кодекс строителя коммунизма. М., 1965.

Сумерки богов / Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э. и др. М., 1989.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996.

Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М., 1998.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М., 1992.

Швейцер А. Культура и этика // Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения: В 50 т. М., 1961. Т. 21.

Эпштейн М. Ипсеизм, или Каково быть самим собой. От когнитивистики к этике. Стереоэтика. Двойственность добродетели и «алмазно-золотое правило» // М. Эпштейн. Знак пробела. М., 2004.

Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.