Этапы и стандартные приемы экономического анализа
Пользователи экономической информации
Аналитическая экономическая информация представляет интерес для внешних и внутренних пользователей.
Внешние пользователи подразделяются на две группы. Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации:
• существующие и потенциальные собственники средств организации;
• кредиторы;
• поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей;
• государство в лице налоговых органов;
• служащие с точки зрения заработка и перспектив работы.
Ко второй группе относятся внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в аналитической информации:
• аудиторские службы;
• консультанты по финансовым вопросам;
• биржи ценных бумаг;
• законодательные органы;
• пресса и информационные агентства;
• профсоюзы.
Внутренние пользователи — руководство предприятия, менеджеры различных служб и т. д.
Практикой финансового анализа выработаны основные правила (методика) анализа финансовых отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:
1. горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2. вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей;
3. трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем;
4. анализ финансовых коэффициентов — расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.
Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм-конкурентов и т. д.
Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основные этапы финансового анализа можно представить следующим образом:
1. оценка структуры и динамики имущества и финансовых ресурсов организации;
2. оценка ликвидности баланса и активов организации;
3. оценка финансовой устойчивости организации;
4. оценка финансовых результатов деятельности организации;
5. оценка эффективности деятельности организации;
6. оценка деловой активности организации;
7. оценка денежных потоков организации.
Внутренний управленческий анализ предполагает более глубокое изучение всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основными направлениями внутреннего анализа являются:
1. анализ технико-организационного уровня и других условий производства;
2. анализ использования основных производственных средств;
3. анализ использования материальных ресурсов;
4. анализ использования труда и фонда заработной платы;
5. анализ объема, структуры и качества продукции;
6. анализ себестоимости продукции;
7. анализ прибыли, ее динамики и качества;
8. анализ величины, структуры авансированного капитала (внеоборотного и оборотного);
9. анализ оборачиваемости капитала;
10. анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности;
11. анализ финансового состояния организации.