Методологические принципы АХД

Таблица 2

Цели анализа хозяйственной деятельности в разрезе групп пользователей информации

Группы пользователей информации (субъектов анализа хозяйственной деятельности) Цели проведения анализа хозяйственной деятельности
Финансовый анализ  
Коммерческие банки Анализ кредитоспособности заемщика
Поставщики и подрядчики Анализ платежеспособности предприятия
Фондовые брокеры, мелкие акционеры Прогноз стоимости бизнеса предприятия (котировки акций)
Конкуренты Общая оценка состояния предприятия и динамики продаж (на основе данных сводной финансовой отчетности)
Стратегические инвесторы Выбор наиболее привлекательного для инвестиций предприятия отрасли/региона на основе составления рейтинга
Управленческий анализ  
Руководство предприятия Выработка управленческой политики и стратегии развития предприятия
Стратегические инвесторы Оценка стоимости бизнеса (при определении условий приобретения контрольного пакета акций), финансово-экономическая оценка эффективности инвестиций
Государственные налоговые органы Правильность расчета налоговых начислений, оценка обоснован­ности предоставления налогового моратория (в случае неплатежеспособности предприятия)

Способы анализа хозяйственной деятельности (АХД)

Критерии определения способов АХД Способы АХД
Последовательность проведения, задачи, «выходные» результаты анализа Позитивный анализ, нормативный анализ
Временной интервал Ретроспективный анализ, оперативный анализ, перспективный анализ
Использование формального (математического) аппарата Количественный анализ, качественный анализ

 

С точки зрения задач и «выходных» результатов, последовательности проведения различают позитивный анализ и нормативный анализ.

Позитивный анализ это обработка первичной (учетной) информации и фиксация имеющих место явлений и процессов хозяйственной дея­тельности предприятия. Скажем, примером позитивного анализа является расчет показателей ликвидности и констатация того факта, что за отчетный квартал коэффициент текущей лик­видности предприятия снизился с 1,5 до 1,35.

Нормативный анализ это оценка результатов позитивного анализа в контексте благосостояния предприятия («хорошо» или «плохо») и, на этой основе, формулировка соответствующих выводов исходя из общей цели проведения ана­лиза.

Любой проект АХД предполагает сочетание двух указанных способов в последовательности «позитивный анализ (обработка ин­формации) — нормативный анализ (оценка и выводы)».

Норма­тивная оценка определяется не только результатами, полученными на этапе позитивного ана­лиза, но и целью анализа (критерием нормативной оценки).

Допустим, и анализ кредитоспо­собности заемщика со стороны коммерческого банка при андеррайтинге (принятии решения о выдаче и условиях) кредита, и анализ эффективности деятельности дочернего предприятия со стороны управляющей компании (холдинга) используют одну и ту же технологию анали­тической обработки данных сводной финансовой отчетности (финансовый анализ). Норма­тивная оценка результатов позитивного анализа и управленческие выводы при этом будут различаться, так как в указанных двух случаях различными являются цели проведения АХД (см. схему 2).

 

 

Цель проведения анализа определяет предмет анализа, т.е. совокупность исследуемых сег­ментов и направлений хозяйственной деятельности предприятия. В этой связи можно выде­лить:

• сегментарный АХД (например, анализ кредитоспособности заемщика, финансово-эко­номическую оценку отдельного инвестиционного проекта компании), где предметом ис­следования является отдельный аспект или сфера бизнеса;

• комплексный АХД, где предметом изучения является бизнес предприятия в целом.

В методологическом плане наиболее полным является комплексный управленческий анализ хозяйственной деятельности.

Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

Основной целью комплексного анализа является оценка имущественного и финансово-экономического состояния предприятия, идентификация внутренних процессов и проблем, выработка на их основе прогнозов развития и составление рекомендаций по их корректировке. Это необходимо для принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств) и т.п.

Комплексный АХД может проводиться предприятием по итогам прошедшего бюджетного периода (план-факт анализ), либо на основе сравнения данных ряда периодов (ретроспективный анализ).

Комплексный (фундаментальный) анализ должен проводиться на базе объективных материалов с выездом специалистов на предприятие, с учетом макроэкономических и отраслевых показателей и фактических результатов деятельности конкретного предприятия.

Список необходимых документов (предоставляемой информации):

· устав и/или учредительный договор;

· общая информация о компании;

· балансовый отчет (форма №1);

· отчет о прибылях и убытках (форма №2);

· отчет о движении капитала (форма №3);

· отчет о движении денежных средств (форма №4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

· пояснительная записка к финансовому отчету;

· заключение независимого аудитора;

· бизнес-планы развития и отчеты об их реализации;

· дополнительные документы и информация с учетом пожеланий Заказчика.

Комплексный анализ является, по сути, всеобъемлющим видом анализа:

1. Во-первых, он дает общую ретроспективную и прогнозную оценку финансово-экономического состояния предприятия

2. Во-вторых, позволяет обратить внимание на определенные аспекты хозяйствования компании,

3. В-третьих, указывает на пути оптимизации ее деятельности.

Данный вид анализа может найти широкое применение на предприятии; в частности, он оптимально подходит для следующих видов работ:

· Привлечение финансовых ресурсов

· Поиск высокорентабельных проектов

· Оценка надежности партнеров

· Оценка целесообразности финансовых вложений

· Оптимизация финансовой деятельности компании

· Комплексное финансовое оздоровление компании

Комплексный экономический анализ проводится в три этапа:

1) предварительный обзор обобщающих показателей (чтение отчетности;

2) углубленный анализ всех показателей по блокам в их взаимосвязи;

3) по итогам глубокого анализа всех показателей и всех сторон хозяйственной деятельности дается обобщающая оценка эффективности работы предприятия.

Блок 1. Анализ технико-организационного уровня и других усло­вий хозяйственной деятельности.Факторами повышения эконо­мической эффективности являются техническое и организаци­онное развитие, внешнеэкономические, социальные и природ­ные условия хозяйственной деятельности. Совершенствование технико-организационного уровня хозяйственной деятельности — комплексный непрерывный процесс ее рационализации, охва­тывающий научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и производимой продукции, структуру хо­зяйственной системы и уровень организации производства и труда, хозяйственный механизм и уровень организации управле­ния и использования методов хозяйствования. В сферу управ­ленческой деятельности входят также управление внешнеэконо­мическими связями, социальным развитием трудовых коллекти­вов и использованием человеческого фактора в производстве, а также природоохранной деятельностью и рациональным ис­пользованием природных ресурсов. Методологически такие факторы повышения экономической эффективности производ­ства, как внешнеэкономические, социальные и природные усло­вия, можно рассматривать как самостоятельные темы экономи­ческого анализа или как составные части темы анализа технико-организационного уровня хозяйственной деятельности.

Повышение технико-организационного уровня и других ус­ловий (внешнеэкономических, социальных и природных) в лю­бой отрасли материального производства в конечном счете про­является в уровне использования всех трех элементов производ­ственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов — производительность труда, фондоотдача, материало­емкость и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, — являются одновре­менно и показателями экономической эффективности повыше­ния технико-организационного уровня и других условий произ­водства.

| Методологически следует различать показатели экономичес­кой эффективности повышения технико-организационного уровня и показатели самого уровня, т.е. состояния техники, тех­нологии, организации производства и управления. Примерное содержание анализа показателей достигнутого технико-органи­зационного уровня (состояния) приведена на рис. 9.4.

 


 

 

Следует различать понятия «методология» и «методика», в данном случае применительно к вопросам проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Методология АХД — это совокупность базовых принципов, лежащих в основе сбора и обработки первичной инфор­мации. Под методикой АХД подразумевается набор и последовательность практических техноло­гий (приемов) анализа, основанные на конкретизации базовых методологических принципов в соответствии с целями, предметом и объектом анализа. Отметим, что методологические прин­ципы являются общими для всех видов АХД, в то время как каждый вид АХД имеет свою собственную методику проведения (блок-схему и совокупность используемых аналитических технологий).

Метод экономического анализа — это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в статике и динамике. Метод экономического анализа предполагает:

• использование системы показателей;

• изучение причин изменения экономических показателей;

• выявление и измерение взаимосвязи между экономическими показателями.

Методы экономического анализа можно разделить на две группы: качественные и количественные.

Качественные методы позволяют сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия; уровне его ликвидности и пла­тежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности.

Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе ана­лиза оценить влияние факторов на результативный показатель, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

статистические;

• бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);

• экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают следующие традиционные методы:

• расчет абсолютных, относительных и средних величин;

• сравнение;

• группировка;

• индексный метод;

• метод цепных подстановок;

• интегральный метод.

К статистическим методам экономического анализа относятся:

статистическое наблюдение — запись информации по опреде­ленным принципам и с определенными целями;

• расчет средних величин;

• ряды динамики — абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

• сводка и группировка экономических показателей по опреде­ленным признакам;

• сравнение показателей — с показателями конкурентов, с норма­тивами, с показателями предыдущих периодов;

• расчет индексов;

• детализация показателей;

• графические методы.

При решении конкретных аналитических задач применяются экономико-математические методы:

методы элементарной математики;

• классические методы математического анализа: дифференци­рование, интегрирование, вариационное исчисление;

• методы математической статистики;

• эконометрические методы: производственные функции, меж­отраслевой баланс народного хозяйства, национальное счето­водство;

• методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамичное программирование;

• методы исследования операций: управление запасами, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики;

• эвристические методы.

Метод исследования тесно связан с методикой исследования. Методика анализа — это совокупность правил, методов, приемов целесообразного проведения аналитической работы.

При разработке методики экономического анализа определяются:

• цели и задачи экономического анализа;

• критерии оценки;

• совокупность показателей;

• методы анализа;

• периодичность и сроки выполнения аналитических процедур;

• источники информации для целей анализа;

• последовательность проведения анализа;

• средства обработки информации;

• порядок оформления результатов анализа.

Промежуточное положение между количественными и качественными методами анализа занимает составление рейтинговых оценок (балльный анализ). Этот метод, в частности, исполь­зуется при сравнении текущего финансового состояния нескольких предприятий одной отрас­ли и/или региона при выборе наиболее подходящего объекта инвестиций.

Метод «анализа-синтеза»

Метод «анализа-синтеза» является общим для всей гносеологии (теории познания) и восхо­дит к классической триаде диалектики Гегеля «тезис-антитезис-синтез». Данный метод предпо­лагает три основных этапа при проведении любого вида АХД:

• на первом этапе проводится общее изучение предмета анализа, выражающееся в расчете основных результирующих показателей, включаемых в целевую функцию. Так, для комп­лексного управленческого анализа общее изучение состояния бизнеса заключается в рас­чете на основе форм сводной финансовой отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках) динамики конечных финансовых результатов (объема продаж, себестоимости реализации, балансовой и чистой прибыли, прибыли на единицу собственных средств, рентабельности реализованной продукции) и финансовой устойчивости (коэффициентов ликвидности, финансовой маневренности, общей платежеспособности, величины чис­того оборотного капитала). Таким образом, на первом этапе анализа имеет место конста­тация основных характеристик и тенденций предмета анализа на уровне явления (то есть без выявления сущностных причинно-следственных и функциональных факторных зави­симостей, лежащих в основе данных характеристик и тенденций);

• на втором этапе осуществляется расчленение предмета анализа на составляющие (блоки) и анализ отдельных блоков предмета анализа. Основными используемыми аналитическими технологиями здесь являются методы вертикального и горизонтального факторного ана­лиза. На втором этапе рассмотрение производится уже на уровне сущности отдельных аспектов предмета анализа, то есть определяются основные факторы, обусловливающие величину и динамику результирующих показателей (целевой функции). По результатам второго этапа формулируются нормативные оценки по отдельным блокам предмета ана­лиза.

Следует подчеркнуть, что данные нормативные оценки носят условный («автономный») характер, так как исследование отдельных блоков на этом этапе производится обособлен­но, вне взаимосвязи с другими блоками. Так, одним из блоков при проведении комплек­сного управленческого анализа является финансовая политика компании. Соответственно, на втором этапе формулируются выводы относительно необходимости приведения коэффициентов финансовой устойчивости (ликвидности и других) к нормативным (оптимальным) значениям за счет изменения величины финансовых резервов. При этом управленческие выводы исходят сугубо из задач финансовой политики предприятия и не учитывают, например, возможный эффект от повышения финансовых резервов на снижение оборота компании (за счет дополнительной иммобилизации средств), сокращение инвестиций и пр.;

третий, заключительный, этап можно определить как этап синтеза. На данном этапе производится «увязка» условных нормативных оценок и управленческих выводов 2-го этапа по отдельным блокам с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей между блоками в рамках хозяйственной деятельности предприятия. Критерием при этом является оптимизация целевой функции АХД. Необходимость этапа синтеза диктуется тем, что предприятие представляет из себя экономическую систему с наличием функциональных связей между отдельными сегментами бизнеса, а не просто совокупность отдельных сегментов. Поэтому условные нормативные оценки 2-го этапа могут быть в ряде случаев «конфликтными», то есть управленческие цели одного из блоков могут вступать в противоречие с управленческими целями другого блока. Скажем, для коммерческого предприятия типичным примером такого рода «конфликтных» целей являются долгосрочные задачи повышения производственной эффективности (инвестиционная политика) и задачи поддержания текущей платежеспособности (финансовая политика).

Увеличение расходов на инвестиции означает дополнительную иммобилизацию оборотных (ликвидных) ресурсов компании, что снижает уровень текущей финансовой устойчивости. Соответственно, при проведении комплексного управленческого анализа на 3-м этапе производится «увязка» (поиск сбалансированного решения) управленческих оценок и выводов 2-го этапа по блокам «Инвестиции» и «Финансовая политика»; размер инвестиционных расходов может быть сокращен по сравнению с условной нормативной оценкой 2-го этапа, а, с другой стороны, требования к увеличению уровня финансовых резервов на планируемый период (квартал, год) также могут быть смягчены. В результате постулируются реальные управленческие цели инвестиционной и финансовой политики с учетом взаимозависимости данных двух важнейших сегментов бизнеса.

Методология «анализа-синтеза», которая лежит в основе блок-схемы проведения не только комплексного управленческого анализа, но и других видов АХД, изображена на схеме 3.