Кривая Лаффера.

Одним из факторов экономического роста сторонники концепции «экономики предложения» считают понижение налоговых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование экономической активности в стране.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «Эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «Кривая Лаффера».

Кривая Лафферапоказывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога.

ы

 

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (R), по горизонтальной – значения ставок подоходного налога (r).

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При r = 100% общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

В точке A при ставке подоходного налога r = 50% налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (RB < RA).

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет иметь кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

И хотя бесспорным остается тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличились доля сбережения и предложения труда. В 1983 г. в США дефицит бюджета составил $200 млрд.

Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить: на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов помимо налоговых ставок.

Таким образом, можно сказать, что эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

 

Государственным бюджетомопределяется, какие товары и услуги правительство будет приобретать в течение предстоящего года, какие социальные выплаты оно будет производить и каким образом оно намерено финансировать большую часть своих расходов при различном уровне налоговых поступлений. Обычно, однако, налоги не покрывают полностью всю сумму социальных выплат и закупок товаров и услуг. Если правительственные расходы превышают уровень доходов, то говорят о дефиците государственного бюджета, или, сокращенно, о бюджетном дефиците. В случае, если сумма налогов будет превосходить уровень расходов, можно говорить о существовании бюджетного избытка, или положительного сальдо государственного бюджета.

 

Бюджетный дефицит = расходы – доходы

Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов.

Налоги – обязательные платежи физических или юридических лиц, взимаемые государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

Или, имея в виду, что расходы равны сумме закупок товаров и услуг плюс общий объем социальных выплат, а чистые налоги – это сумма налоговых поступлений минус социальные выплаты, мы можем записать: