Существуют 2 периода времени, долгосрочный и краткосрочный.

Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS)– это зависимость между количеством товаров и услуг, предлагаемых продавцами, и уровнем цен. Вид этого соотношения зависит в решающей степени от того, на каком временном промежутке мы сосредоточиваем свое внимание. Совокупное предложение представляет собой общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Неценовыми факторами, определяющими совокупное предложение,являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой AS вправо.

Совокупное предложение определяется количеством материальных благ и услуг, которые представлены на рынке. Оно показывает, какой объем материальных благ производитель готов продать при каждом значении уровня цены его товара. Кривая предложения также как и кривая спроса отражает изменение совокупного дохода в связи с изменением уровня цен.

Объем выпускаемой для потребления продукции будет тем выше, чем выше будет цена, и наоборот. Поскольку совокупное предложение выражает зависимость между количеством товаров и услуг и уровнем цен, то вид и положение кривой на графике будет зависеть от интервалов времени, для которых эта кривая строится. Эта особенность относится только совокупному предложению.

В долгосрочном периоде цены факторов производства в полной мере реагируют на изменение общего уровня цен на товары и изменяются они в той же пропорции, значит, цены являются гибкими. Она будет в виде вертикальной прямой, параллельной оси ординат. Она показывает, что в долгосрочном периоде количество произведенной продукции зависит только от затрат труда, капитала и используемой технологии, объем производства не зависит от уровня цен.

Краткосрочный период – это временной интервал, в котором цены факторов производства остаются фиксированными, даже если изменяется общий уровень цен. Цены являются гибкими, поэтому кривая не является вертикальной линией. Т.к. цены на ресурсы в краткосрочном периоде стабильны, то при наличии дополнительного спроса на продукцию предприниматели с целью увеличения объема прибыли будут либо увеличивать объем производства, либо одновременно будут увеличивать объем производства и поднимать цены. Если предприниматели будут увеличивать объем производства, то тогда кривая приобретет горизонтальное направление, параллельное оси абсцисс.

Если совокупный спрос изменяется на различных временных отрезках, то выделяются при этом и 3 отрезка кривой совокупного предложения. 1-ый горизонтальный отрезок называется Кейнсианский крест. 2-ой отрезок – это восходящий, промежуточный между горизонтальным и вертикальным. 3-ий отрезок – это классический, вертикальный. Такие 3 положения кривой совокупного спроса могут быть на графике в зависимости от периода времени. Почему выделяются эти 3 отрезка? Они могут сложиться по разным причинам и отражают 3 ситуации.

1. Ситуация неполной занятости трудовых ресурсов и факторов производства (1-ый отрезок).

2. Состояние, когда приближается к уровню полной занятости (2-ой отрезок).

3. Состояние полной занятости (3-ий отрезок).

На кейнсианском, горизонтальном отрезке уровень цен остается неизменным, меняется тогда и производство. На этом участке реальный объем национального продукта будет значительно меньше. В этом случае экономика находится в состоянии спада, развитие тормозится, поскольку не используется большое количество факторов производства.

На промежуточном, восходящем отрезке происходит увеличение производства, которое сопровождается ростом цен. Экономика будет использовать большее количество факторов производства в целях его увеличения. В связи с этим усиливается конкуренция на производственные ресурсы и производственные факторы. Это ведет к увеличению производственных издержек у предпринимателей, поэтому цены будут расти.

На классическом, вертикальном отрезке происходит изменение уровня цен, объем производства остается постоянным или равным нулю. Притом, что экономика достигает полной занятости факторов производства, то наращивание объема производства невозможно потому, что факторы используются полностью и любое увеличение производства вызовет рост цен. При полном использовании факторов производства производитель не заинтересован в увеличении производства, хотя, с другой стороны, это приводит к тому, что они будут получать больше прибыли. И так как цены будут расти, то это повлияет в первую очередь на спрос.

Отметим, что сдвиги временные, в зависимости от изменения неценовых факторов они происходят большей частью под влиянием внешних воздействий, которые называются шоками.