Объект макроэкономики характеризует состояние макроэкономики.

Предмет макроэкономики. Структура, цели и показатели национальной экономики.

ЛЕКЦИИ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

 

Макроэкономика – концептуальная (теоретическая) наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики, изучающая инструменты и методы ее регулирования.

Предмет макроэкономики – поведение национальной экономики в целом, система ее внутренних и внешних связей.

Макроэкономика тесно связана с другими разделами общей экономической теорией. Она использует тот же понятийный аппарат, что и общая экономическая теория.

В макроэкономике рассматриваются не причинно-следственные связи, а функциональные связи, которые возникают в экономической системе.

Макроэкономика изучает поведение экономических субъектов. В отличие от микроэкономики, макроэкономика изучает поведение субъектов, сгруппированных по определенным признакам.

1. Развитию макроэкономики способствовали следующие явления:

· Наличие цикличности в развитии экономики;

· Необходимость сглаживания цикличности.

2. Макроэкономика не является саморегулирующейся системой, т.к. не существует механизма, способного обеспечить ее устойчивое развитие.

3. Распространение статистических исследований, в которых применялись системы национальных счетов (СНС).

Функции макроэкономики:

1. Познавательная – изучение и анализ экономических процессов и явлений.

2. Практическая – выработка рекомендаций по экономической политике на основе анализа, подхода и решения экономических проблем.

3. Прогностическая – выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры.

4. Идеологическая – формирование определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающих интересы всего общества.

Что изучает экономическая теория:

1. Экономическое поведение (подъемы и спады экономики, инфляция и безработица).

2. Экономические факторы, которые влияют на ставку процента, на оценку, на формирование цен, на состояние государственного бюджета.

3. Экономическая политика – инвестиционный фактор, валютный курс.

 

1. Специфика функционирования различных национальных рынков.

2. Закономерности устойчивого экономического роста.

3. Цикличность развития экономики.

4. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

5. Взаимодействие реального и денежного рынка.

6. Взаимодействие национальных и мировых рынков.

7. Макроэкономическая политика государства.

Цели и задачи макроэкономического анализа:

1. Построение формальных моделей типичного поведения на основе анализа принятия решений агрегированными экономики субъектами.

2. Выявление общих закономерностей экономического развития на основе анализа сложившихся тенденций.

3. Анализ механизма взаимодействия экономических субъектов и выявление характера последствий от принимаемых решений.

4. Статистическое подтверждение политических положений.

Методы макроэкономического анализа:

1. Агрегирование – распределение всех экономических субъектов по 4-м основным секторам. В результате – обобщенное рассмотрение. Рассмотрение 4-х основных агрегированных рынков – 4 агрегированных сектора и 4 рынка взаимодействуют между собой, результат – один продукт – ВВП.

2. Статистический анализ и моделирование. Макроэкономическое моделирование – обобщенное и упрощенное изучение поведения субъектов и их связей.

Виды макроэкономического анализа:

1. «ex post» - национальные счетоводства – информация о сложившихся тенденциях развития экономики, определяют значение макроэкономических параметров за прошлый и настоящий периоды. Проводятся сравнения развития экономики различных стран, сравнительный анализ.

2. «ex ante», целью макроэкономического анализа «ex ante» является определение фактов и процессов, которые влияют на развитие экономики, строятся макроэкономические модели, рассматриваются связи между различными экономическими переменными. Применение модели позволяет отказаться от анализа несущественных факторов (метод абстрагирования) и явлений и анализировать принципиальные основные экономические связи.

 

Динамическое представление о выборе между настоящими и будущими ценностями – ожидание.

Ожидания, связанные с видами макроэкономического анализа, разделяются:

· Ожидание типа «ex post» - оценки, которые субъект дает после завершения какого-либо процесса; учитывается при проверке теории или расчете фактических показателей развития экономики на основе системы национальных счетов.

· Ожидание типа «ex ante» представляет собой будущие планы и намерения экономических субъектов; отражают характер понимания субъектом решения; представляют интерес для макроэкономического анализа (анализ прошлого, смотр в будущее).

В настоящее время существуют следующие виды ожидания типа «ex ante»:

1. Статические (используются в кейнсианской теории).

2. Адаптивные (используются в модернистской теории).

3. Рациональные (используются в классической теории).

Статические ожидания – в будущем экономические субъекты ориентируются на те же параметры, которые имеют место в настоящем или имели в прошлом.

Адаптивные ожидания – субъекты строят свое поведение на основе прошлого, но корректируют свои ожидания. Корректировка получается исходя из собственных ошибочных опытов и наблюдений экономической конъюнктуры.

Рациональные ожидания – экономические субъекты формируют свои планы и строят свое поведение исходя из доступной на данный момент информации. Субъекты не только учитывают объекты прошлого, но и заглядывают в будущее, что позволяет им более точно предсказывать в будущем изменения.

Экономисты изучают различные факты, делают обобщения, в результате раскрывают принципы работы экономики.

Констатация и анализ наблюдаемых явлений и тенденций, определение характера и взаимосвязи относится к позитивной экономике.

Если идет речь об эффективности работы и способах достичь эффективности, то это нормативное направление макроэкономики.

Объект макроэкономического анализа – национальная экономика – система взаимосвязей, устанавливающимися между экономическими субъектами по поводу использования ВВП в целях удовлетворения потребностей нации и повышения благосостояния ее граждан.

Различают следующие виды сфер национальной экономики:

· Материальная;

· Непроизводственная.

Структура национальной экономики может быть рассмотрена в разрезе ее компонентов и критерий:

1. Воспроизводственная структура. Критерием ее выделения является особенность хозяйствования и функции субъектов макроэкономики. Такими субъектами является бизнес, домашнее хозяйство, государство.

2. Социальная структура. Структурные элементы объединены критериями по различным формам собственности, видов труда и дохода, групп предприятий и населения.

3. Отраслевая структура. Критерием является однородность выполняемых производственных функций.

4. Территориальная структура. Критерий – размещение производственных сил.

5. Инфраструктура. Критериями являются особенности обслуживания того или иного вида производства.

6. Структура внешнеэкономических связей. Критерий – взаимодействие субъектов одной или нескольких стран.

Для экономики в целом не существует однозначно формализованной цели, модели функционирования, для нее существуют несколько целей, которые могут вызывать противоречия.

1. Главная цель макроэкономики – экономический рост.

Факторы экономического роста:

· Природные ресурсы;

· Трудовые ресурсы;

· Основной капитал;

· НТП;

· Совокупный спрос.

2. В любой рыночной экономике решаются вопросы высокого уровня занятости. Полная занятость трудовых ресурсов может быть причиной высокой платежеспособности, что вызывает инфляцию.

3. Экономическая эффективность. Ресурсы любой национальной экономики ограничены в количестве и в качестве, и поэтому их следует использовать эффективно. Обобщающий показатель – прирост национального дохода на душу населения.

4. Обеспечение стабильного уровня цен означает, что в экономике должны действовать устойчивые тенденции формирования цен, это происходит при условии равновесия спроса и предложения.

5. Экономическая свобода – это свобода предпринимательской деятельности, наличие конкуренции, свобода перелива капитала и экономической информации, передвижение трудовых ресурсов, разнообразие технологических способов ведения производства.

6. Справедливое распределение доходов и экономическая обеспеченность. Задача состоит в том, чтобы ни один слой населения не существовал в крайней нужде. Этому помогает программа социального обеспечения. Экономическая обеспеченность касается только определенной части населения – нетрудоспособной. В поддержке этих граждан главную роль играют социальное страхование и социальная помощь в виде социального обеспечения.

7. Задача поддержания равновесия состоит во взаимодействии экономики с окружающей средой.

8. Увеличение свободного времени, которое является основой гармоничного развития личности.

9. Поддержание равновесного внешнеэкономического баланса. Для равновесия необходим баланс между экспортом и импортом.

Цели и задачи макроэкономики определяют государственную экономическую политику, которая должна основываться на взаимодействии, сочетании, расстановке приоритетов.

Основные проблемы макроэкономики связаны с решением 3-х вопросов:

· Что производить?

· Как производить необходимый продукт?

· Для кого производить?

Поэтому в макроэкономике выделяются 4 модели экономических систем:

1. Традиционная. Характеризуется тем, что экономическое поведение людей и решение всех важнейших вопросов для существования общества, осуществляются на основе обычаев и традиций, инстинктов выживания.

2. Централизованно-управляемая. Характеризуется тем, что вопросы производства, расширение ресурсов решаются единолично государством.

3. Рыночная. Основана на частной собственности, на конкуренции и решении экономических проблем, исходя из личных частных интересов любого производителя. Она способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту. Но присутствует и отрицательная черта – расслоение общества по доходам.

4. Смешанная. Рынок дополняется государственным регулированием, рынок не в состоянии решать проблемы, связанные с созданием общественных благ, со многими социальными вопросами, с вопросами экономической стабильности, НТП, защиты окружающей среды.

Цели смешанной экономики:

· повышение эффективности экономического развития;

· постоянство экономического роста;

· обеспечение социальной справедливости.

Функции государства смешанной экономики:

1. Разработка правовой базы эффективного функционирования экономики. Она включает создание законов и правовых норм.

· Разработка системы регулирования отношений между субъектами;

· Определение правовой собственности.

2. Защита конкуренции; важно осуществить демонополизацию экономики и стимулирование конкуренции за счет ввода ограничений и разрешений.

3. Производство благ для общественного пользования. Общество получает выгоду от производства благ от государства.

4. Перераспределение дохода и богатства; сформирована система налогообложения; осуществление трансфертных платежей, т.е. денежные выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, не связанные с выполнением ими государственной службы, а осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет.

5. Стабилизация экономики. Заключается в осуществлении мер по сглаживанию циклического развития экономики, сдерживание уровня безработицы и темпов инфляции.

Меры по сглаживанию циклического развития экономики заключаются в следующем:

1. Меры по сдерживанию безработицы;

2. Поддержка устойчивого экономического роста;

3. Контроль за равновесием.

Мировое хозяйство – система хозяйственных отношений и связей, в которой страны мира экономически, технически и социально взаимодействуют друг с другом.

Чтобы национальная экономика была частью мирового хозяйства, она должна быть открытой.

Открытая экономика – экономика, которая участвует в экономических отношениях с другими странами, т.е. она имеет экспорт и импорт капитала, товаров и услуг, рабочей силы, информации, технологий.

Закрытая экономика – экономика, в которой все производимые товары потребляются внутри.

Связи национальной экономики с мировым хозяйством осуществляются с помощью

1. Торговли;

2. Финансов;

3. Обмена научно-технической информации и технологических разработок;

4. Перемещения рабочей силы;

5. Цен, которые складываются на мировом рынке.

Тенденции глобализации экономики характеризуются:

1. В материальной заинтересованности, постоянном экономическом сотрудничестве между странами.

2. Формированием мирового экономического пространства, т.к. большинство стран относятся к рыночной экономике.

3. Развитием международного разделения труда.

4. Созданием инфраструктуры мирового масштаба.

В результате взаимоотношения в процессе производства, распределения и потребления стоимости созданного продукта в экономике возникают устойчивые денежные (финансовые) отношения (потоки) и формируется макроэкономический оборот.

В макроэкономическом обороте различают 4 агрегированных хозяйствующих экономических секторов:

· Домашнее хозяйство;

· Бизнес (предприятие, фирма);

· Государство (учреждение);

· Внешний мир (остальной мир).

Домашние хозяйства включают в себя все частные хозяйства, удовлетворяющие потребности, связанные с жизнью семьи, они имеют частную собственность и располагают факторами производства, продажа и аренда которых приносит им доход. Эти доходы направляются на расходы, которые связаны с удовлетворением текущих потребностей.

Бизнес – совокупность предприятий, которые реализуют различные виды блага, удовлетворяющие потребности человека. Этот сектор закупает фактор производства домашних хозяйств. Прибыль – основная цель сектора.

Государство производит общественные блага: образование, здравоохранение, охрана общественного порядка, оборона, охрана окружающей страны. Производство общественных благ финансируется за счет налогов.

Внешний мир – все хозяйственные иностранные субъекты и государственные институты, это нерезиденты. Отношения между резидентами и нерезидентами устанавливаются

· Через потоки товаров и услуг;

· Через потоки национальной валюты;

· С помощью финансовых инструментов (ценных бумаг).

Экономическая территория– территория, административно управляемая правительством страны. Здесь свободно перемещаются факторы производства.Физические лица – домашние хозяйства, юридические лица.

4 агрегированных рынка взаимодействуют между собой на определенной экономической территории. Рассмотрение условий равновесия всех рынков требуется для достижения общего макроэкономического равновесия.

Рынок благ включает в себя ресурсы для производственной деятельности и конечный продукт этой деятельности. Этот продукт рассматривается как 1 благо, спрос на это благо и предложение на него.

ВВП – макроэкономический показатель, который рассматривается как взаимодействие спроса и предложения на рынке благ.

Рынок труда, главный фактор производства – рабочая сила. Здесь рассматриваются спрос на труд и предложение труда. На рынке труда присутствует макроэкономическое неравновесие (безработица).

Рынок финансовых активов (рынок ценных бумаг) – основной поток – перемещение сбережений домашних хозяйств в инвестиции. Это способствует развитию экономики. Основные инвестиционные ресурсы – сбережения населения.

Рынок денег – рассматриваются спрос и предложение на деньги и изучаются причины возникновения инфляции как 2-го фактора нестабильности экономики; изучается взаимодействие национальной экономики и мирового хозяйства через формирование внешнего курса.

 

Кругооборот – модель, отображающая поток ресурсов и продуктов, а также встречный поток расходов и доходов.

Существует 3 типа кругооборота:

  1. Закрытая, без участия государства;
  2. Закрытая, с участием государства;
  3. Открытая, с участием иностранного сектора.

Субъектами рыночной экономики является общество как совокупность домашних хозяйств.

 

Недостатки простой схемы кругооборота:

1. отсутствие государства;

2. не отражает роль международных связей;

3. величина расходов и доходов является постоянной величиной;

4. производство – конечный процесс, нет развития;

Основным понятием любой модели кругооборота является бюджет, который прямо или косвенно отражает связь между доходами и расходами. С введением государства модель усложняется, появляется поток налогов от домашних хозяйств и фирм государству, появляются субсидии (от государства) и трансферты (социальные выплаты). Государство является экономическим субъектом. Оно производит государственные закупки, т.к. оно является производителем. Государственные услуги оказываются домашними хозяйствами и фирмами.

Дальнейшее усложнение происходит за счет открытости экономической системы, появляются экономические связи между резидентами и нерезидентами.

Модель кругооборота открытой экономики включает понятия экспорт и импорт и встречные потоки, кроме товаров и услуг, осуществляется экспорт и импорт факторов производства. В идеале, в экономике сумма доходов равна сумме расходов. В этом случае наблюдается устойчивое (стабильное) развитие экономики. При несоблюдении этого, развитие экономики неустойчивое.

Причиной неустойчивости являются утечки и инфекции. «Утечки» (отток, изъятие) возникают тогда, когда национальный доход расходуется на цели, иные, чем на покупки товаров и услуг, произведенных внутри страны.

«Инъекции»- расходы, которые осуществляются в дополнении с расходами, осуществляемыми на покупку внутри страны.

«Утечки»:

S – сбережения;

T – налоговые платежи;

Imp – импорт.

«Инъекции»:

I – инвестиции;

Exp – экспорт;

Y – государственные расходы.

 

S + T + Imp = I + Exp + Y

Потоки характеризуют изменение какого-либо показателя за определенный период t.

Запасы – изменение ресурсов. Они характеризуют состояние показателя на определенный момент времени (сумма сбережений на определенный момент времени, государственный долг).

Потоки и запасы связаны между собой, поток – изменение запаса за определенный промежуток времени. Запас – имущество, национальное богатство (суммарные активы, принадлежащие государству), статистический подсчет для оценки положения функционирования экономики (эффективность национальной экономики).

Теория Кейнса легла в основу показателям, им сформулировано понятие национального счетоводства.

Система национального счетоводства позволяет оценивать эффективность функционирования экономики и осуществлять регулирование макроэкономических процессов (СНС).

Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода. Т.к. СНС принята всеми рыночными странами, она важна и международных сопоставлениях.

СНС – комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в котором отражаются процессы производства, распределения и конечного использования ВВП и ВНД (валового национального дохода).

В СНС используются основные бухгалтерские принципы – принцип двойной записи (доходно-расходное взаимодействие). В СНС строятся счета на уровне макроэкономики.

Основные виды счетов:

  1. счет производства, учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период t;
  2. счет образования доходов, формируется на основе 1-го счета, отражает процесс формирования и структуру национального дохода в процессе производства;
  3. счет перераспределения дохода, отражает перераспределение доходов участников производства с помощью определенных видов доходов, характеризующих распределение;
  4. счет использования дохода, отражает расходование располагаемого дохода участников производства на конечное потребление и на сбережение.

СНС выполняет следующие функции:

  1. служит основой для разработки экономической политики;
  2. помогает сопоставлять макроэкономические показатели, которые рассчитываются по единой методологии;
  3. помогает оценивать уровень жизни населения в стране и зарубежом;
  4. создает предпосылки и инструментарий для прогнозирования деятельности всех субъектов национальной экономики;
  5. используется для оценки конъюнктуры и выработки тактики и стратегии государства и фирм;
  6. помогает и является связующим звеном экономической теории и хозяйственной практики.

Методология СНС базируется на теории равновесия, на принципе двойной записи показателей и построения таблиц в виде бухгалтерских счетов и балансов.

Основным принципом национального счетоводства является теория равновесия.

Проблема макроэкономического равновесия – проблема выбора, устраивающего всех в обществе и при котором способ пополнения ограниченных ресурсов и их распределение между экономическими субъектами сбалансированы. Сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность:

  • производства и потребления;
  • ресурсов и их использования;
  • спроса и предложения;
  • производства и его результатов;
  • материально-вещественных и финансовых потоков.

Национальные доходы – все доходы, получаемые участниками производства.

Национальные расходы – затраты доходов, связанные с затратами национального продукта.

Основные виды доходов:

  • заработная плата;
  • процентные платежи;
  • доходы предпринимательского сектора;
  • чистые налоги;
  • дивиденды;
  • нераспределенная прибыль предприятий.

Основные виды расходов:

  • потребление домашних хозяйств;
  • текущее потребление доходов;
  • потребление на товары длительного пользования;
  • частные инвестиции (на создание активов, приносящих доход);
  • государственные закупки товаров и услуг;
  • чистый экспорт (отражает эффективность участия страны в мировой торговле).

Национальный продукт, который определяет совокупное предложение, должен равняться запланированному расходу, который определяет совокупный спрос. Если спрос больше запланированного, то инвестиции сокращаются. Если спрос меньше запланированного, то будут осуществляться не только запланированные, но и незапланированные инвестиции, т.е. будут увеличиваться запасы. Инвестиции – прирост капитала.

В результате уравновешиваются расходы и доходы, а равновесие доходов и запланированных расходов наблюдается в том случае, если выпуск национального продукта соответствует спросу на этот продукт. А равновесие национального дохода и произведенных расходов наблюдается всегда.

Основными показателями являются ВВП, ВНД, ВНРД, ВРД, ЛД, валовые сбережения, национальное богатство.

ВВП рассчитывается тремя способами:

  • производственный;
  • распределительный (по доходам);
  • метод конечного использования.

Производственный метод:расчет ВВП как стоимость валового выпуска товаров и услуг в основных ценах (без учета налогов), ВВП не включает промежуточного потребления.

Распределительный метод:как сумма добавленных стоимостей к рыночным ценам; оценка ВВП как сумма первичных доходов.

Метод конечного использования: как сумма заработной платы, прибыли, ренты, амортизации, процентов и косвенных налогов.

Равновесие на практике – сбалансированность основных процентов и их пропорциональность.

Особенности формирования показателей в СНС:

  • ВВП не включает финансовые сделки: трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами;

Теневая экономика – разница между фактическим и учтенным ВВП. Учтенный ВВП – доходы сектора домашнее хозяйство и фирм. Фактический ВВП – неучтенные, недекларируемые доходы. Используются такие понятия как номинальный и реальный, потенциальный и фактический ВВП.

Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих ценах.

Реальный ВВП – ВВП в сопоставимых ценах базового года.

Потенциальный ВВП – ВВП, который отражает возможный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен.

Фактический ВВП – ВВП, созданный в условиях циклической безработицы.

Разница между реальным и фактическим ВВП равна дефициту ВВП.

Дефлятор ВВП – индекс цен, который характеризует уровень инфляции.

 

 

Любой показатель можно рассчитать в реальном и номинальном видах.

В мире принято, что рост реального ВВП на 4% за год – нормальное состояние экономики.

Кроме ВВП, существует ВНП – объем ВВП с учетом внешнеэкономических связей.

Резиденты – на территории данной страны; нерезиденты – за пределами страны.

А + С = ВВП

А + В = ВНП

А – резиденты на территории страны;

В – резиденты, которые получают доход от внешних работодателей;

С – нерезиденты, но получают доход на территории страны.

 

ВНД = ВНП = ВВП + первичные доходы, полученные резидентами из заграницы (оплата труда, доходы от собственности) – первичные доходы, выплачиваемые за границей

 

ВРНД (ВРД) = ВНД + сальдо текущих трансфертов

 

ЧВП = ВВП – амортизация

 

НД = ЧВП – косвенные налоги (T)

 

ЛД = доход, который выплачивается домашним хозяйствам до выплаты ими индивидуальных налогов

 

ЛД = доход домашних хозяйств + личные налоги

 

РЛД = ЛД – личные налоги

 

Существует 2 вида РЛД:

  • Валовые сбережения (с амортизацией);
  • Валовые накопления (приобретение экономическими субъектами товаров и услуг, которые произведены в текущем году, но в нем не потребленных).

Национальные богатства – совокупность материальных благ (средств производства и предметов потребления), накопленных в стране на определенную дату.

 

W + P + R + A + r + T = ВВП = C + Y + I + Exp – основное макроэкономическое тождество

W – заработная плата;

P – прибыль;

R – рента;

A – амортизация;

r – доходы;

T – налоговый государственный бюджет;

C – конечное потребление населения;

Y – потребление государства;

I – инвестиции;

Exp – чистый экспорт.

 

Национальное богатство в СНС равняется сумме чистого собственного капитала всех хозяйствующих субъектов, т.е. в нее включаются, кроме материальных ресурсов, финансовые активы и непроизводственные материальные активы (авторские права, лицензии), но не входят финансовые обязательства.

Для расчета национального богатства используются активы и пассивы.

Активы – объекты собственности, в отношении которых субъекты осуществляют свои права собственности и это позволяет им получить экономическую выгоду.

Пассивы – задолженность, обязательство по погашению долгов.

Совокупная величина активов за вычетом пассивов равна собственному капиталу.

Национальные богатства рассчитываются в виде таблицы. Эти балансы составляются на начало и конец определенного периода. В них отражается состав активов и пассивов и рассчитывается собственный капитал.

Соответственно выделяются общественные богатства, созданные трудом общества, и естественные богатства – природные ресурсы.

Основные элементы национального богатства:

  1. основной капитал в производственной сфере (заводы, фабрики);
  2. оборотный капитал (сырье и материалы, необходимые на производство);
  3. резервы и запасы;
  4. основной капитал в непроизводственной сфере (учреждения социально-культурной сферы);
  5. имущество населения;
  6. природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственный оборот или которые разведаны и скоро будут вовлечены;
  7. человеческий капитал (здоровье нации, квалификация, образование).