Превращение США в первую индустриальную страну мира. Изменение промышленной структуры.

В конце XIX — начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической деятельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны — все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубеже веков переселились миллионы людей не только самых бедных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боящихся никакого труда. За XIX в. население Европы выросло в два с небольшим раза, а США — в 14 раз.

Защита американской промышленности от конкуренции импортных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала, который составил значительную часть американских промышленных инвестиций.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строительству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены четыретрансконтинентальные железнодорожные линии. Сдвиги в самой структуре промышленного производства прежде всего проявились в более высоких темпах развития тяжелой промышленности. В начале XX в. в Америке —впервые в истории мирового экономического развития — было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышленной продукции (другие страны достигли этого только перед Второй мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли — нефтяная, автомобильная, алюминиевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества от керосина почти отказались, однако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керосина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на американских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа бензина составила всего около 6 млн. баррелей (1 баррель — 0,11 т.), а в 1912 г., когда американский автопарк превысил 1 млн. машин, спрос на бензин составил 20,3 млн. баррелей; еще через 2 года бензина в стране было продано больше, чем керосина. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американского населения, сделав его исключительномобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкойведущее место. Перед Первой мировой войной мощность американских электростанций составляла более 5 млн. кВт, а английских, немецких и французских вместе взятых — около 3 млн. кВт. На каждого американского рабочего в это время приходилось в 4,5 раза больше механической энергии, чем на одного английского рабочего.

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего —поточного метода — производство движется отсырья до готового изделия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет сборка узлов и агрегатов наконвейере (первое применение конвейера на автозаводе Форда в 1913 г. дало поразительные результаты: сборка магнето автомобильного мотора заняла всего 5 минут вместо 20).