Гегемония Англии в мировом хозяйстве и свобода торговли.

В период наполеоновских войн и континентальной блокады Англии со стороны Франции и зависимых от нее государств доступ на континент английских машин практически прекратился, и поэтому техническое перевооружение европейской промышленности весьма задержалось. После разгрома Наполеона, когда континентальные страны вернулись к мирному развитию экономики, английская промышленность быстро ушла вперед и конкуренция с ней до поры до времени исключалась. Стоимость английских промышленных товаров, произведенных машинами, непрерывно снижалась. Фунт бумажной пряжи, который в 1788 г. стоил 35 шиллингов, в 1800 г. уже стоил 9 шиллингов, а в 1833 г. снизился до трех шиллингов. Подобное снижение цен, естественно, обеспечило английской продукции самый широкий, поистине глобальный, рынок.

Самым уязвимым местом английской экономики была зависимость от хлебного импорта. Благодаря огораживанию Англия превратилась в страну неограниченного господствакрупного землевладения, и хотя большая часть земли сдавалась в аренду фермерам-предпринимателям, потребности страны в хлебе не покрывались. Тем не менее, английское земледелие находилось под охраной аграрногопротекционизма, выгодного крупным землевладельцам. Согласно «хлебным» законам от 1815 г., ввоз хлеба в страну разрешался, если только внутренняя цена превышала 82 шиллинга за квартер. Это «било» и по рабочим, и по буржуазии, поскольку удорожало рабочую силу и не способствовало экспорту английских промышленных товаров, которые в ответ на хлебные пошлины облагались за границей высокими таможенными пошлинами. Ненавистные английскому народу хлебные законы отменили в 1846 г. Отмена хлебных законов легла в основу новой, еще невиданной в мире хозяйственной политики неограниченнойсвободы торговли.

Свобода торговли (фритредерство) заключалось вовстречном освобождении от таможенных пошлин почти всего реестра ввозимых в Англию и вывозимых из нее договорившимися странами товаров, а также отмене ограничений для иностранного фрахта. Хотя взаимное благоприятствование было обоюдовыгодным, но на практике Англия выгадывала больше, так как обеспечивала как беспошлинный сбыт за границей своих изделий, так и дешевое импортное сырье и продовольствие на внутреннем рынке.

По принципу взаимного благоприятствования в 60-х гг. XIX в. Англия заключила двусторонние договоры — с Францией, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией, Таможенным союзом германских государств. Показателен в этом смысле англо-французский договор 1860 г., казалось бы, более выгодный для Франции: Англия вовсе отменяет пошлины на французские шелка и продовольствие, а Франция — только снижает тариф на английские машины, уголь, шерсть и пр. Однако даже частично облагаемые пошлинамимассовые английские товары стоили дешевле и заполонили французский рынок. Уже через 2 года английский экспорт во Францию удвоился. Свобода торговли помогла Англии занять доминирующие позиции в мировой промышленности, торговле, кредите, морском транспорте. В 1850 г., когда общий оборот мировой торговли составлял 14,5 млрд. марок, на долю Британской империи приходилось 5,24 млрд. марок, а в 1870 г. эта доля составляла уже 14 млрд. из общей суммы 37,5 млрд. марок (общая доля Франции, Германии и США за это время повысилась с 4,9 до 12 млрд.). Образование Английского банка датируется 1694 годом, а в середине XIX в. Лондон превратился в мировой кредитный центр. Английский банк постепенно становится «банком банков», кредитующим не только промышленность и торговлю, а всю кредитную систему страны и даже мира.

 

4.2. Особенности индустриализации Франции. Специфика промышленного переворота.

Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии. Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, как в Англии, а банкиры, чья экономическая политика исходила исключительно из стремления квысокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране, изобиловавшей банками, не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит.

Не способствовала промышленному перевороту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленностиимела континентальная блокада Англии, упорно проводимая Наполеоном. Предпринятая с целью подорвать промышленность Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья (особенно хлопка и индиго — главного красителя для хлопчатобумажных тканей), что серьезно задержало промышленный переворот. В 1800 г. во французской промышленности работало всего 15 паровых машин, тогда как в английской — более 300.

К тому же специфическое производство значительной части французских мануфактур (предметы роскоши, дорогая мебель и убранство и пр.) значительно труднее поддавались механизации, чем рассчитанные на широкий рынок отрасли английской промышленности. Весьма уступала английской и французская инженерная мысль. Все же в 1830—1840 гг. механизация текстильного производства началась, стала развиваться благодаря железнодорожному строительству и тяжелая промышленность. Число паровых двигателей увеличилось в это двадцатилетие более чем в 7 раз, длина железнодорожной сети — более чем в 9 раз, добыча угля и выпуск чугуна, переработка хлопка — более чем в 2 раза, но сами объемы производства были слишком незначительными.

Завершение промышленной революции во Франции произошло уже в 50-60 гг. Проводившая активную внешнюю политику империя Наполеона III широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности. С 1850 по 1870 гг. количество паровых двигателей во французской промышленности увеличилось с 5 до 25 тыс., добыча каменного угля — с 4,4 до 13,2 млн. т., производство чугуна — с 0,4 млн. т. до 1,2 млн. т., железнодорожная сеть — с 3 до 18 тыс. км. Оживилась французская инженерная мысль. На всемирной выставке 1851 г. в Лондоне французская техника заняла второе место после английской.

Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была проведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. Однако к концу 1860 г. из 3 млн. промышленных рабочих Франции 60% продолжало работать на мелких пред­приятиях и мастерских. В стране каждое предприятие в среднем имело двух рабочих. Металлургические заводы Шнейдера и Крезо, насчитывающие в 1870 г. около 10 тыс. рабочих, можно рассматривать как исключение. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров).

В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну. К 70-м гг. из 15,2 млн. населения Франции 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, 4,7 млн. — в промышленности, 1 млн. — в торговле, 1,3 млн. — в домашнем хозяйстве.