Научный эксперимент
Эксперимент не надо путать с:
- испытанием
- нововведением
- опытом
У этих понятий много общего с экспериментом. Происходит какое-то изменение первоначального состояния объекта. Кто-то отслеживает, как изменение влияет на состояние объекта, а затем записывает результаты.
Но есть и различие. Только в научном эксперименте заранее разрабатывают программу, формулирую цели, задачи, объект, выдвигают гипотезы, определяют понятия, разрабатывают методические приемы проверки гипотез. Только в научном эксперимент формируют экспериментальную группу, над которой и производят запланированные манипуляции (обучение скорочтению) и контрольную группу, остающуюся в своих обычных условиях и никаким манипуляциям не подверженную.
Эксперимент(experimentum – проба, опыт) – исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одник характеристики явления, процесса, ситуации, если последовательно и в опред.порядке изменять др.характеристики.
Логика экспериментального метода была разработана англ.философом Джоном Миллем (19 в.).
Основная цель экспериментального метода – проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Данный метод предназначен для получения информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, для достижения нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от наблюдения в эксперименте получают не только описательную информацию, но дают обяснение связей, отношений, процессов.
Важнейшие нормативные требования к эксперименту:
- четкая ориентация на гипотезы исследования
- полнота описания исследуемого объекта
- строгий контроль за ходом процедур эксперимента
- обеспечение его чистоты
- воспроизводимость, возможность повторения
Программа эксперимента состоит из тех же структурных элементов что и программа исследования.
Предмет эксперимента –отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных).
Экспериментальная ситуация –совокупность условий, в которых происходит эксперимент. Могут быть полевыми и лабораторными
Объект эксперимента –соц.группа, коллектив, личность (участники эксперимента). Выделяют две группы объектов: контрольную и экспериментальную. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участников эксперимента – 10-15 человек.
Экспериментальная группа –та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной)