Функции анкетного опроса

ТЕМА 10. МЕТОДЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Формулировка гипотезы

Один из основных методов исследования является анкетный опрос.

Особенность анкетного опроса респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает и отвечает на него в соответствии со своими знаниями, убеждениями.

Преимущество - респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос. Сведено к минимуму влияние исследователя на од и результат опроса («эффект интервьюера»). Полная анонимность, конфиденциальность, отсутствие коммуникативного, психологического барьера.

Недостаток- невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента. Поэтому анкетный опрос не такой гибкий как интервью.

В зависимости от способа проведения анкетный опрос подразделяется на :

- почтовый

- прессовый

- телетайпный

- раздаточный

Для раздаточного прямого анкетного опроса характерно заполнение респондентом анкеты в присутствии исследователя.

 

Индикаторная функция – вопрос обеспечивает получение искомой информации а не какой-либо др.

Коммуникационная –обусловлена природой социально-психологического общения Любой вопрос появляется тогда, когда имеется его адресат от которого получают информацию.

Инструментальная –связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к измерительным возможностям, построению шкал и индексов формируемых на базе блоков вопросов

Самый сложный этап составления анкеты – формулировка вопросов

В зависимости от содержания получаемой от респондента информации выделяю вопросы:

- о фактах(о действиях прошлого или настоящего которые могут касаться как личности самого респондента так и нести информацию о его действиях и поведении)

- о знаниях (вопросы, выявляющие то, что знает и что может изложить респондент. Их цель - выявление уровня информированности респондента и его знаний в определенной области связанной с решением исследовательских задач)

- о мотивах, оценках, мнениях (выявляются мнения оценки мотивы, намерения людей их отношение к различным явлениям)

- о статусе респондента(дем.вопросы,позволяющие получить паспортные данные)

По форме вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые.

Открытыйвопрос предоставляет респонденту свободно формулировать возможные варианты ответов. В анкетном опросе исследователь старается ограничиться минимальным количеством открытых вопросов или исключить их полностью. Они не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить свое мнение самостоятельно. В открытых вопросах после текста вопроса оставляется место для написания ответа. Н-р,

Каков доход на одного человека в Вашей семье?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Под текстом вопроса приведены цифры кода они нужны не респонденту, а исследователю., когда он начнет обрабатывать анкеты.. Ответу присваивается свой код Число кодов определяется исходя из возможных вариантов ответов на вопрос.

В закрытом вопросе область поиска ответов жестко определена автором анкеты посредством предоставления списка вариантов ответа. Перечислены все без исключения ответы. Это позволяет исследователю более строго интерпретировать ответ, облегчает обработку сокращает время на заполнение респондентом анкеты. Н-р, каков доход на одного человека в Вашей семье?

1 до 1000 руб

2. от 1001 до 5000

3. от 5001 до 10000

4. свыше 10000

Закрытые вопросы подразделяются на несколько групп:

1. Дихотомические.Учет наиболее общих полярных реакций респондента (да, нет, не знаю или затрудняюсь ответить). Они хороши при изучении фактов. Н-р, есть ли в Вашем доме пылесос? Да-нет.

2 . Альтернативные. Предполагают выбор респондентом одного варианта ответов К ним относятся вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, социальный статус, размер среднедушевого дохода) Имеете ли вы детей? Да, нет, не имею.

3 . Неальтернативные вопросы («вопросы-меню») – возможность выбора нескольких вариантов ответа. Каков набор вашей еженедельной потрнебительской корзины при походе в магазин? И сопровождение этого вопроса перечнем продуктов.

Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответов, но и сформулировать отметить доп.вариант. С этой целью при перечне вариантов ответа оставляются свободные строки с указанием «Что еще?» другие варианты»,…
По функциямразличают:

- основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования

- контрольные вопросы, функциональное назначение которых состоит в проверке правдивости ответов на основные вопросы уточнение получаемых сведений

Контроль получается путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания.

В дополнение к основным вопросам ставятся также и фильтрующиевопросы.Необходимость в них возникает в случае получения данных, характеризующих не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. С помощью ни отсекают тех кто не может отвечать

Так, прежде чем спрашивать респондента о работе, следует выяснить, работает ли он. Фильтр м.б. и таким: «Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто лично принимал участие в исследовании».

По смыслу формулировки:

- прямые вопросы – не содержат скрытого смысла и ответ на них инрпретируется в том же прямом смысле.

- личные вопросы адресованы непосредственно самому респонденту: «Как вы считаете…?». Но иногда легче присоединиться к чужому мнению, чем высказать свое собственное. «Некоторые люди считают, что… Согласны ли Вы?»

- трюковые вопросы (вопросы-ловушки), позволяющие определить искренность ответов. В связи с этим спрашивают о несуществующих событиях, мероприятиях.

- прожективные вопросы направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственно вымышленной ситуации (Что бы Вы сделали если бы?).

Повышению достоверности ответов способствует предоставление респонденту возможности выразить неопределенное мнение или уклониться от ответа Существует целый ряд вариантов отказа или уклонения от ответа (не знаю, затрудняюсь ответить не хочу отвечать на этот вопрос).