А. Определение и интерпретация понятий
Разработка общей концепции
Задачи исследования
Цель исследования
Определение объекта и предмета проблемы
Б. Формулировка проблемы
Сформулированная проблема – результат осмысления проблемной ситуации.
2. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок.
Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?
Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.
2. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, т.е. исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере.
3. Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем:
- выделение объекта и предмета исследования
- постановка целей и задач исследования
- предположения (гипотезы), вариантов решения поставленной проблемы
Четкой постановкой целей исследования достигается:
1. одновременная формулировка гипотез о возможных решения проблемы. Чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования
2. определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения результата
3. регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя. Это снимает:
- завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика
- необоснованные обещания исполнителя
Задачи бывают программные (основные) и дополнительные (неосновные).
1. Исследованительские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет:
- контролировать и согласовывать др. с др. результаты, полученные на различных этапах исследования
- не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное
2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует опред.состав познавательных действий, средств и методов познания
3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и второстепенных.
Понятие – форма обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений.
Работа спонятиями включает 2 основных этапа:
1. теоретическое уточнение понятий:
-соотнесение специфических понятий с опред.теоретческой системой
- достижение однозначности в понимании содержания категориально-понятийного аппарата
- достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих опред.понятия.
В процессе теоретического осмысления основных понятий данные требования реализуются путем:
- выделения опред.точки зрения с помощью полемики
- придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования
- выработка нового определения понятия