По месту проведения – полевые (естественные), лабораторные.

По объему охвата объекта исследования – сплошные и выборочные

По цели исследования – изучается статистика или динамика явления – точечное и повторное

По методу сбора данных – опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент

По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий – пробное, описательное, аналитическое

ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Эмпирическое исследование –система логически последовательных методологических методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Виды эмпирических исследований:

Пробное исследование в литературе употребляется как:
1. синоним поискового (разведывательного) исследования

2. синоним пилотажного исследования

3. собирательное понятие включающее поисковое и пилотажное исследования

Считается, что поисковое и пилотажное исследования – два основных подвида пробного исследования.

Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Это концептуальное исследование. Проведение его актуально если литература по данной тематике отсутствует или ее недостаточно.

Наиболее простой вид социологического анализа. Круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий упрощены. Ученый получает лишь прикидочные сведения для общей ориентации в проблеме Лозунг – приблизительно, дешево, быстро.

Методы исследования:

- интервью

- наблюдение

- фокус-группа по центральной проблеме

- опрос экспертов

- изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам, гипотезам.

Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы (оперативные опросы). Ими пользуются опросные фирмы – ЦИОМ.. Решаются сиюминутные, но очень нужные ведомству или частному заказчику задачи: как народ относится к президенту, войне в Чечне, запрещению абортов,….

Разведывательное исследование часто называют пилотажным исследованием.Хотя правильнее его считать самостоятельным видом исследования. Разведывательное и пилотажное исследования похожи в двух аспектах:

- цель –получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям

- объект –для проведения того или др. исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов чаще всего – для апробации опросника. Предварительная проверка опросного инструментария очень важна для проведения исследования и получения достоверной информации.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

- объем выборки не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования

- в пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демограические признаки (пол, возраст, образование, стаж работы)

Пилотаж полезен для: а)тестирования инструментария; в) для усовершенствования инструментария, когда предмет исследования хуже известен исследователю В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором – исследователь может захотеть поэкспериментировать в разными вариантами инструмента, чтобы выяснить, какой из них наиболее удобен в работе. Предварительное тестирование может включать:

- тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов

- опробирование анкеты

- употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте

- тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, тел.интервью) с целью определения годности каждого из них.

Пилотаж – генеральная репетиция к главному исследованию. Он позволяет сделать выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему какими м.б.ожидаемые результаты. В ходе такого опроса собирается методическая информация – информация о качестве разработанного инструментария.

Пилотаж проводится в 2 вариантах.

1. Всю группу респондентов приглашают в отдельную комнату где на столах разложены анкеты. Респондентов вводят в ситуацию пилотажа - объясняют его цели и задачи, инструктируют по технике заполнения анкеты, просят высказать после заполнения замечания, поговорить о неясностях и о вопросах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в урны, после чего начинается групповое обсуждение содержания опроса в целом.

2. Приглашение группы 3-4 респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопросов Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя что опрос преследует методические цели Такая процедура повышает заинтересованность респондентов и уровень критического восприятия анкетного опроса.

По сути дела пилотажное исследование – это страховка.