Индукция и дедукция

Анализ и синтез

При исследовании процессов общественной жизни — экономи­ческих, политических и др. — ученые прибегают к таким методам познания, как анализ и синтез.

Прежде всего они подвергают эти процессы научному анализу, т.е. мысленному разделению их на элементы, чтобы изучить каж­дый из них. Но любой из данных элементов функционирует толь­ко во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. По­этому анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза.

Таким образом, анализ и синтез — это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания действительности: «... совершая аналитический процесс, мы синтезируем, а синтез включает в себя как эдрмёнт также и анализ... Даже самый элементарный анализ невозможен без синтеза, без соединения анализируемых момен­тов в нечто единое». Синтез же необходимо «включает выделение в едином отдельных его элементов»1.

При анализе социально-экономического или политического процесса осмысливаются специфические особенности его элемен­тов и их роль в его функционировании и развитии. В ходе же на­учного синтеза складывается целостное представление об этом процессе, его содержании, т.е. взаимодействии его сторон (эле­ментов), а также о его сущности и законах его развития.

Таким образом, в процессе аналитической и синтезирующей деятельности мышления совершается переход от первоначальных умозрительных (и поэтому поверхностных) суждений о данном экономическом или политическом процессе к более или менее глубоким и целостным представлениям о нем. Появление при этом новых знаний об исследуемом процессе указывает на твор­ческий (эвристический) характер анализа и синтеза.

Нужно уметь анализировать содержание и социальную направ­ленность происходящих в обществе экономических, политических и других процессов, чтобы затем составить о них целостное (син­тетическое) представление и верно оценивать их роль и значение в данное время и в данном месте.

 

Индуктивный метод (индукция) характеризует путь познания от фиксирования опытных (эмпирических) данных и их анализа к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях и процессах к другим — более общим и чаще всего более глубоким. Основой функциони­рования индуктивного метода познания являются эмпирические (опытные) данные.

Например, основополагающие представления о современном ка­питализме, составляющие содержание соответствующих теорий, по­лучены в результате научного обобщения исторического опыта раз­вития капиталистического общества в последние 100 с лишним лет.

Однако индуктивные обобщения будут полностью безупречны­ми лишь в том случае, если досконально изучены все научно ус­тановленные факты, на основе которых делаются эти обобщения. Это называется полной индукцией. Чаще всего сделать это очень трудно, а дорой и невозможно.

Поэтому в познавательной деятельности, в том числе при ис­следовании различных явлений и процессов общественной жизни, чаще используется метод неполной индукции: изучение какой-то части явлений и распространение вывода на все явления данного класса. Обобщения, полученные на основе неполной индукции, в одних случаях могут носить вполне определенный и достоверный, в других — более вероятностный характер.

Достоверность индуктивных обобщений может быть провере­на путем применения дедуктивного метода исследования. Суть его заключается в выведении из каких-то общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быть проверена опытным путем.

Если следствия, вытекающие из индуктивных обобщений, под­тверждаются практическим опытом людей (экспериментом или ре­альными политическими, экономическими и другими процессами общественной жизни), значит, эти обобщения можно считать досто­верными, т.е. соответствующими действительности.

Следовательно, индукция и дедукция - это два противополож­ных и в то же время взаимно дополняющих друг друга метода научного исследования.