А. Маршалл

 

В конце XIX в. сложились новые подходы экономических ис­следований, которые концентрировались вокруг двух основных проблем — трудовой теории стоимости и теории предельной по­лезности, связанных с развитием многообразных явлений, свой­ственных рыночным отношениям. Социально-экономические процессы оказывали существенное влияние на формирование нео­классического направления, возникшего отчасти и как продолже­ние экономического учения К. Маркса, и как критическая реак­ция на него. Оно господствовало в Америке и Европе до 30-х гг. XX в. и отражало эпоху свободного предпринимательства. Один из представителей этого направления Альфред Маршалл(1842— 1924) — основоположник кембриджской шко'лы и продолжатель теории маржинализма. Его главный труд «Принципы экономичес­кой науки» (1890) многократно переиздавался и на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономичес­кой теории не только в Англии, но и в других западных странах.

Первые представители поколения маржиналистов попытались создать общую теорию ценности, исходя из предпосылок, противо­положных классической школе. В качестве исходного простейшего явления экономической жизни они выбрали отношение человека к вещи, предусматривающее личное потребление и обмен. Модель человека, максимизирующего полезность, позволяла представить экономику в равновесии, т.е. в устойчивом, оптимальном состоянии.

Используя новые методологические принципы, маржиналисты создали целостную теоретическую систему, охватившую все разде­лы политэкономии. Целью обмена и производства для каждого из их участников является наибольшее удовлетворение потребностей. Однако эта мотивация дополняется тем, что удовольствие, получен­ное индивидом от единицы блага (полезность), уменьшается с рос­том количества этих единиц, находящихся в его распоряжении. Иными словами, все потребности имеют тенденцию к насыще­нию — это свойство человеческой природы. Применение закона убы­вающей полезности позволило маржиналистам усовершенствовать и счетный аппарат своего экономического субъекта. Поскольку полез­ная отдача от каждой следующей единицы блага падает, а неприят­ности, связанные с ее добыванием, возрастают (будь то затраты тру­да при производстве или потеря других благ при обмене), неизбеж­но должен наступить момент, когда дальнейшее приращение благ даст не прирост, а сокращение удовольствий.

В 90-х гг. А. Маршалл дополнил эту теорию отдельными эле­ментами рикардианства, а также более четко разработанным ма­тематическим аппаратом. Предметом политической экономии Маршалл считал обыкновенную жизнедеятельность человеческо­го общества. Он делает установку не на абстрактную, дедуктив­ную теорию, как первые маржиналисты, а на более приближен­ное к реальности сочетание дедукции и индукции, теории и опи­сания. Маршалл постоянно подчеркивал, что экономисты имеют дело не с абстрактным «экономическим», а с живым человеком. В целом концепция экономического субъекта у Маршалла пред­ставляет собой наиболее фундаментальную в истории политичес­кой экономии попытку соединить реалистическое описание эко­номического поведения с абстрактными законами, полученными с помощью упрощенной рационально максимизационной моде­ли человека.

Развивая теорию предельной полезности, Маршалл начал пере­кладывать основные положения экономической теории на язык ди­аграмм. Получив солидное математическое образование в Кембрид­же, он создал широко известный теперь графический метод анализа.

В области мотивации экономического поведения Маршалл усмат­ривал роль денег как реального измерителя интенсивности потреб­ностей. Очень большую роль Маршалл отводит привычке, особенно когда дело касается экономического поведения. Он отмечает исто­рический, эволюционирующий характер потребностей человека и решающее влияние производства на развитие потребностей.

Политическая экономия, по словам Маршалла, — это наука, которая, с одной стороны, представляет собой исследование бо­гатства, а с другой — образует часть исследования человека1.

Центральное место в упоминавшейся книге Маршалла занима­ет анализ социальных факторов, влияющих на формирование цены, которая складывается из спроса, предложения, издержек произ­водства. Для построения своей теоретической концепции А. Мар­шалл впервые ввел понятие организации как социально-экономи­ческого феномена, классифицируя ее по уровням. Далее идет речь об уровнях исследования указанных организаций. На первом уров­не организация рассматривается как сложный социально-эконо­мический организм (по аналогии с биологическими). Указывает­ся, что основу организации составляет такой социальный процесс, как разделение труда, которое способствует повышению произво­дительности используемых социальных и экономических факто­ров производства.

На втором уровне Маршалл анализирует организации промыш­ленности, в частности влияние на развитие производства механи­зации труда.

На третьем уровне он исследует роль предпринимателя и, сле­довательно, «деловую организацию». При этом основным вопро­сом становится сравнительный анализ эффективности социально-организационных форм поведения в предпринимательской дея­тельности.

Исследуя развитие машинного производства и связанные с ним социальные процессы, отражающиеся в экономике, Маршалл ука­зывает на ограниченность теории о ренте Д. Рикардо и вводит понятие «квазирента».

Он разъясняет, что слово «рента» целесообразно использовать для обозначения «свободных даров природы», а термин «квазирента» сле­дует употреблять по отношению к доходу, извлекаемому из созданных человеком машин и других орудий производства. Вложенный капитал, объем которого в коротком периоде фиксирован, приносит стоимост­ной результат, из которого нужно вычесть затраты на поддержание ос­новного капитала, этот «чистый» результат именуется квазирентой.

Одной из важных заслуг А. Маршалла является обобщение по­ложений ранних маржиналистов о функциональной зависимости экономического выбора от таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой, или равновесной, ценой А. Маршалл считал ту, которая установ­лена в точке равновесия спроса и предложения. Маршалл опре­делил это как следствие эластичности спроса.

Ключевая идея Маршалла — переход от теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предло­жения как сил, определяющих социальные процессы, протекаю­щие на рынке.

Методология маржинализма А. Маршалла отличается тем, что он разделил микроэкономическую теорию на четыре равнознач­ные части:

• теория спроса, объясняющая, как изменится количество то­вара, которое захотят приобрести потребители, если изменяется рыночная цена;

• теория предложения, объясняющая, как реагируют на изме­нение рыночной цены производители;

• теория равновесия, обосновывающая, установление рыноч­ной цены в зависимости от спроса и предложения;

• теория фирмы, или теория прибыли, объясняющая поведение фирм, стремящихся получить максимально возможную прибыль.

А. Маршалл исследовал экономический выбор с позиций «чи­стой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной только при условии «совершенной конкуренции». Подобный подход стал определяющим как для созданной им кем­бриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в. Более 100 лет прошло со времени за­рождения маржинализма, но любая современная экономическая концепция в позитивном или негативном плане использует идеи маржинализма.