Тема 5. Сущность и формы международной конкуренции.

Сущность международной конкуренции отражает матричная система: «Рыночная привлекательность - конкурентные преимущества»,

 

При построении модели нужно соблюдать два основных положения:

 

· Находить различия между характеристикой рынка (привлекательность рынка) и внутренней характеристикой (конкурентные преимущества и недостатки страны, отрасли, предприятия);

· разрабатывать нормативные стратегии, основанные на позиционировании стратегических предпринимательских сфер.

 

Следующие показатели могут быть использованы, чтобы определить привлекательность рынкаилиотрасли:

 

· рост и размер рынка;

· качественные характеристики рынка (рентабельность, пространство для альтернативных ценовых политик, интенсивность конкуренции, барьеры для вхождения потенциальных конкурентов, возможность замещения и т.д.);

· снабжение энергией и сырьем (ненадежность снабжения сырьем, существование альтернативного сырья и энергоносителей и т.д.);

· состояние среды (зависимость от конъюнктуры, влияние инфляции, риск государственных вмешательств и т.д.).

 

Конкурентные преимущества зависят:

· от относительной рыночной позиции (удельного веса на рынке и его развития, размера и финансовой устойчивости предприятия, темпа роста, рентабельности и т.д.);

· относительного производственного потенциала (экономичности производственных процессов, модернизации основных фондов, их размера и использования, способности к инновации, гибкости основных фондов, преимущества местоположения и т.д.);

· относительного потенциала исследования и развития (состояния базового и примененного исследования, инновационного потенциала и непрерывности и т.д.);

· относительной квалификации руководящих кадров (профессионализма и компетентности, инновационного климата, системы руководства и т.д.).

 

Формирование индекса рыночной привлекательности и конкурентоспособности происходит таким же способом, как в модели полезной стоимости, т.е. взвешиванием отдельных критериев после того, как их соответственно идентифицировали путем экспертной оценки. Вследствие этого получается нечеткость и определенная зависимость

Матрица «Рыночная привлекательность - конкурентные преимущества»