Тема 5. Сущность и формы международной конкуренции.
Сущность международной конкуренции отражает матричная система: «Рыночная привлекательность - конкурентные преимущества»,
При построении модели нужно соблюдать два основных положения:
· Находить различия между характеристикой рынка (привлекательность рынка) и внутренней характеристикой (конкурентные преимущества и недостатки страны, отрасли, предприятия);
· разрабатывать нормативные стратегии, основанные на позиционировании стратегических предпринимательских сфер.
Следующие показатели могут быть использованы, чтобы определить привлекательность рынкаилиотрасли:
· рост и размер рынка;
· качественные характеристики рынка (рентабельность, пространство для альтернативных ценовых политик, интенсивность конкуренции, барьеры для вхождения потенциальных конкурентов, возможность замещения и т.д.);
· снабжение энергией и сырьем (ненадежность снабжения сырьем, существование альтернативного сырья и энергоносителей и т.д.);
· состояние среды (зависимость от конъюнктуры, влияние инфляции, риск государственных вмешательств и т.д.).
Конкурентные преимущества зависят:
· от относительной рыночной позиции (удельного веса на рынке и его развития, размера и финансовой устойчивости предприятия, темпа роста, рентабельности и т.д.);
· относительного производственного потенциала (экономичности производственных процессов, модернизации основных фондов, их размера и использования, способности к инновации, гибкости основных фондов, преимущества местоположения и т.д.);
· относительного потенциала исследования и развития (состояния базового и примененного исследования, инновационного потенциала и непрерывности и т.д.);
· относительной квалификации руководящих кадров (профессионализма и компетентности, инновационного климата, системы руководства и т.д.).
Формирование индекса рыночной привлекательности и конкурентоспособности происходит таким же способом, как в модели полезной стоимости, т.е. взвешиванием отдельных критериев после того, как их соответственно идентифицировали путем экспертной оценки. Вследствие этого получается нечеткость и определенная зависимость
Матрица «Рыночная привлекательность - конкурентные преимущества»