Ямайская валютная система (с 1976 г. - по настоящее время).

В январе 1976 г. соглашением стран - членов МВФ на конференции в Кингстоне (Ямайка) было проведено второе изменение Устава МВФ.

Этим соглашением был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

 

Основными принципами Ямайской валютной системы являются следующие:

- переход от золото-девизного стандарта к мультивалютному рыночному стандарту.

 

Был официально введен стандарт СДР (SpecialDrawingRights -специальные права заимствования).

СДР был объявлен базой валютной системы и основой валютных паритетов.

СДР относится к международным коллективным валютам и используется для безналичных межправительственных расчетов стран - членов Международного валютного фонда путем записей на специальных счетах.

 

Другими словами, СДР не имеет материальной формы, а является валютой записи.

 

Курс СДР определяется на основе валютной корзины.

Валютная корзина - это метод соизмерения средневзвешенного курса коллективной валюты по отношению к определенному набору других национальных валют.

Количество валют в наборе, их состав и размер валютных компонентов, т.е. количество единиц каждой валюты в наборе, устанавливаются произвольно.

 

Валютная корзина СДР включает доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японскую иену.

В среднем в 2001 г. 1СДР приравнивался 1,3814 дол.

 

С созданием Ямайской системы юридически завершена демонетизация золота, которая выражалась в том, что отменена официальная фиксированная цена на золото, введен плавающий рыночный курс золота, который определялся на биржевых торгах, отменены золотые паритеты, прекращен обмен долларов на золото.

 

Демонетизация золота - это превращение золота из финансового актива в товар, который больше не используется как средство платежа между центральными банками стран, а переходит в сферу товарного обращения (например, экспортируется).

 

В Европе создан Европейский Союз, функционирует Европейская валютная система.

Европейская валютная система является международной региональной валютной системой.

 

Она представляет собой подсистему Ямайской мировой валютной системы.

 

 

1) Официально узаконен свободный выбор каждой страной режима валютного курса, однако для предотвращения беспорядочных колебаний курса страны-члены МВФ обязаны прилагать все возможные усилия для поддержания своих финансов в порядке.

На практике это означало введение определенного варианта управляемого плавания своих валют большинством стран.

 

2) Отменена официальная цена на золото, доллар, «последний из могикан», потерял золотое обеспечение, золото утратило свои денежные функции – произошла демонетизация золота.

 

Однако в качестве резервного средства золото продолжает использоваться.

 

Каждая страна имеет золотой запас, предназначенный для обеспечения своей валюты – монетарное золото.

 

В случае, когда необходимо поддержать национальную валюту страна продает часть золотого запаса по рыночной цене на свободных рынках.

 

3) Усилена роль МВФ в качестве регулятора международных валютных отношений.

 

На конференциях МВФ страны договариваются о совместных действиях по урегулированию курсовых колебаний и валютной нестабильности, вызванных неравновесием платежных балансов стран-участниц.

Широко практикуется выделение т.н. стабилизационных кредитов тем странам, чьи валюты нуждаются в поддержке.

 

 

Платежный и расчетные балансы.

Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.

Его данные отражают, как в течение отчетного периода развивались внешняя торговля, которая непосредственно влияет на валютный курс, уровень производства, занятости и потребления.

На основе платежного баланса можно определить, в каких формах происходило привлечение иностранных инвестиций и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашалась внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструктуризация.

Кроме того, он показывает, каким образом Центральный банк изменял уровень своих международных резервов, устраняя платежные дисбалансы.

Платежный баланс активно используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, регулирования внутреннего валютного рынка и валютного курса.

Он служит одним из источников данных для СНС, и отдельные его показатели непосредственно используются для определения таких важных показателей, как валовой внутренний продукт и национальный доход.