Государственное регулирование миграции рабочей силы.

 

Регулирование миграционных процессов – особая, специфическая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов.

Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции.

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию.

Иммиграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно.

Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными, которые тоже имеют место.

Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран.

 

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников.

С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Большое место в сфере миграционной политики отводится регулированию внешней трудовой миграции.

 

Система государственных мер по регулированию иммиграции включает:

· законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов;

· институциональные службы по иммиграции рабочей силы;

· межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.

 

 

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции.

Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

 

Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к какой-либо из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую вредную, грязную и неквалифицированную работу, строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

 

 

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

1) Профессиональная классификация.

Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.

Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом.

В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере принимающей страны.

Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3–5 лет стажа работы по специальности.

Могут потребовать также и рекомендательные письма.

Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании.

 

Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков.

В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет.

А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

 

2) Ограничение личного характера.

Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов.

В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД.

Иммигранты обязаны предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование.

 

В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний.

 

3) Количественное квотирование.

Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество.

Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя долю иностранной рабочей силы

· в числе всех трудовых ресурсов;

· в рамках отдельных отраслей;

· определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли;

· в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии;

· либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года.

 

4) Экономическое регулирование.

Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов.

Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.

По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.

 

 

5) Временные ограничения.

Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

 

6) Географические приоритеты.

Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции.

Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства приводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона.

 

В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно.

Так, для того чтобы на недискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1.

 

7) Запреты.

Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено.

Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя.

Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

 

Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции.

 

8) Программы стимулирования реэмиграции.

Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов и заканчивая оказанием материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину.

 

В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.

В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении имми-

гранта о его желании покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического возращения домой.

 

9) Программы профессиональной подготовки иммигрантов.

В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на

родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов.

По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину.

Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким.

 

10) Программы экономической помощи странам массовой эмиграции.

Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов.

Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ.