Государственная поддержка прямых инвестиций
Причины прямых иностранных инвестиций
Как отмечают некоторые экономисты, иностранные инвестиции обусловлены глобальными экономическими и технологическими переменами, а также всеобщей промышленной конкуренцией стран и отраслей.
При этом активизация инвестиционной деятельности за последние 15 лет обуславливается прежде всего повышением эффективности и ростом прибылей ТНК.
Таблица 3 (начало)
Государственная поддержка ПИИ является необходимым направлением промышленной политики, нацеленной на модернизацию хозяйства и экономический рост.
Хотя точка зрения о необходимости промышленной политики в условиях рыночной экономики разделяется не всеми экономистами и чиновниками правительств, мировой опыт показывает много примеров успешной промышленной политики и стимулирования ПИИ.
Государственное стимулирование ПИИ, в частности, включает:
· Предоставление государственных гарантий.
Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной.
В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие инвестировать свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям.
Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств.
Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира.
· Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране.
· Страхование зарубежных инвестиций.
Смысл заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно составляет до 1% от суммы инвестиции.
Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.
· Урегулирование инвестиционных споров.
Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража.
· Исключение двойного налогообложения.
Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них пожелает обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль.
Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
· Административная и дипломатическая поддержка.
Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов.
Если рассматривать Россию в качестве принимающей страны, следует заметить, что региональное распределение иностранных инвестиций свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.