Влияние таможенных пошлин и протекционистской политики на внешнюю торговлю
Фрагмент импортного таможенного тарифа Российской Федерации
Таблица 1
Код товара | Краткое наименование таможенной стоимости товара | Ставка пошлины (в % от таможенной стоимости товара либо в ЭКЮ) | ||
Мясо и пищевые мясные субпродукты | 11,25 | |||
Вина игристые | 1,00 ЭКЮ/л | 1,327 ЭКЮ/л | 2,64 ЭКЮ/л | |
Перчатки хирургические | Беспошлинно |
Во второй колонке таможенного тарифа приводятся базовые ставки, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Первая колонка тарифа содержит преференциальные ставки, которые составляют 75% от базовых.
В третьей колонке приводятся максимальные ставки, увеличенные по сравнению с базовыми в 2 раза.
Товары стран СНГ, с которыми Россия заключила соглашение о свободной торговле, а также товары наименее развитых государств вводятся беспошлинно.
Механизм
Импортная таможенная пошлина увеличивает издержки импортера и тем самым заставляет его повышать цену товара.
В результате спрос на иностранные товары на внутреннем рынке снижается. Увеличивается конкурентоспособность национальных производителей по сравнению с зарубежными.
Пошлины, таким образом, сокращают импорт, что позволяет защищать от конкуренции отечественное производство и уменьшать дефицит платежного баланса, который является одним из основных источников инфляции.
Влияние импортных пошлин на отечественную промышленность неоднозначно.
В краткосрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или сохранению национального производства.
Но ослабление конкуренции лишает это производство долгосрочных стимулов к совершенствованию.
Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой и утрачивает способность к конкурентной борьбе на внешних рынках.
В результате замедляется повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают устаревшую по мировым стандартам продукцию.
Кроме того, переплачивая за продукцию данной отрасли, потребители включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.
При введении импортного таможенного тарифа потребители, по сути, платят налог в пользу производителей.
При этом производители получают дополнительную прибыль только за счет надбавки к цене отечественных товаров.
Потребители же вынуждены платить эту надбавку как за отечественный, так и за импортный товар. Поэтому совокупный выигрыш производителей меньше, чем совокупный ущерб для потребителей.
Общество несет убытки от введения пошлины, но может понести убытки и от их не введения.
Получая доход от пошлин, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики.
Если в результате конкуренции импортных товаров некоторые отрасли погибнут, то на организацию новых производств потребуются гораздо большие средства.
Чтобы получить их, скорее всего, придется прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.
Импортный таможенный тариф должен быть гибким, чтобы предоставлять одним отраслям избирательную защиту, а другим – открывать путь к международной конкуренции.
Максимальные (протекционистские) ставки импортных пошлин обычно устанавливаются:
- в отношении отраслей, которые могут стать источниками экономического роста после реконструкции, но на период ее проведения нуждаются в щадящем режиме;
- в отношении отраслей, производящих стратегическую продукцию;
- в отношении отраслей, которые неконкурентоспособны в международном масштабе, но разорение которых вызовет тяжелые проблемы с занятостью.
Минимальные (чаще всего нулевые) ставки импортных пошлин устанавливаются на продукцию, которая в стране не производится или которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями ее промышленности.
В настоящее время в большинстве развитых стран импорт сырья облагается минимальными таможенными пошлинами, на полуфабрикаты устанавливаются более высокие пошлины, на готовые изделия – самые высокие.
При расчете экономического эффекта от введения импортных таможенных пошлин используется такой показатель как фактический уровень защитного тарифа.
Он показывает, насколько таможенное обложение импорта в целом увеличивает добавленную стоимость единицы продукта.
Фактический уровень защитного тарифа зависит от соотношения ставки пошлины на импорт данного продукта и ставок пошлин на импорт всех продуктов, используемых при его изготовлении.
Если пошлина на конечную продукцию выше, чем на сырье и полуфабрикаты, то фактический уровень защитного тарифа выше номинального.
Экспортные таможенные пошлины используются в тех случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой могут привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления.
Вывозные пошлины удорожают экспорт и делают его не более выгодным, чем продажа товара на внутреннем рынке.
В то же время экспортные пошлины влияют на внутренние цены в сторону их понижения, что выгодно потребителям.
Для стран с рыночной экономикой экспортные пошлины не характерны. Так, в США экспортные пошлины запрещены законодательно.
Помимо задач регулирования импортные и экспортные пошлины могут выполнять фискальную функцию, то есть использоваться для пополнения доходов бюджета. Однако в современных условиях регулирующая функция должна преобладать над фискальной.
Нетарифные меры регулирования внешней торговли
По мере снижения таможенных тарифов роль нетарифных методов регулирования внешней торговли возрастает.
Наиболее распространены следующие внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта: квотирование и лицензирование, добровольные ограничения экспорта, антидемпинговое законодательство, компенсационные пошлины и другие.
Наибольшее значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Квоты могут устанавливаться в отношении ввоза товаров из определенных стран, а также вводиться в виде ответной меры на дискриминационные действия других государств.
По оценке ЮНКТАД, количественные ограничения в 80-е годы затрагивали 12-14% импорта развитых и свыше 30% импорта развивающихся стран.
Существует практика соглашений о добровольном ограничении экспорта, когда экспортер ограничивает вывоз своих товаров в ту или иную страну.
Эти действия связаны с угрозой санкций против страны-экспортера, в том числе и в тех случаях, когда торговля между странами не сбалансирована.
Свыше 100 соглашений о добровольном ограничении экспорта охватывало до 5% импорта развитых стран и касалось торговли текстильной и швейной продукцией, легковыми автомобилями, бытовой электроникой и другими товарами.
Важное место среди нетарифных методов регулирования внешней торговли занимает борьба с демпингом и антидемпинговое законодательство.
Под демпингом понимается продажа значительных партий товаров по ценам более низким, чем при обычных коммерческих операциях, в том числе и ниже себестоимости.
Демпинг – это форма недобросовестной конкуренции, направленная на захват рынка.
Против фирм, обвиненных в демпинге, возбуждается судебное разбирательство, результатом которого может быть введение высокой антидемпинговой пошлины.
С 1967 года действует и Международный антидемпинговый кодекс.
В 80-е годы до 2,5% мирового импорта было затронуто антидемпинговыми процедурами.
Компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования применяются к тем импортным товарам, производство и экспорт которых субсидируются государством-экспортером. Компенсационные пошлины нейтрализуют экспортные субсидии.
Среди мер нетарифного регулирования фигурируют и валютно-финансовые ограничения, связанные с валютным контролем и регулированием платежного баланса.
Ограничению способствуют также дополнительные (помимо пошлин) налоги на импорт и импортные депозиты.
По российскому законодательству установлены следующие налоги на импорт: акцизы (на подакцизные товары), налог на добавленную стоимость.
Импортные депозиты – это форма залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в размере части его стоимости.
Еще одна категория нетарифных мер включает таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке товаров, нормативы санитарного и ветеринарного контроля и т. д.
Государственное стимулирование экспорта
Главный инструмент стимулирования экспорта – его государственное кредитование.
Оно проводится через специальные государственные и смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким процентным ставкам и на более длительные сроки, чем частные банки.
Льготное кредитование предоставляется прежде всего для экспорта машин и оборудования.
Государственное страхование экспортных кредитов и экспорта также осуществляется по более низким ставкам и охватывает как коммерческие, так и многие виды политических рисков.
Государство берет на себя риск неплатежа со стороны импортеров, что облегчает национальным производителям выход на внешние рынки.
Существует практика непосредственных государственных заказов на производство и поставку на экспорт определенных товаров, поощрения экспортеров снижением или отменой налогов.
Применяется также прямое субсидирование экспорта, благодаря которому товар становится конкурентоспособным на мировом рынке.
В целом экспортные субсидии невелики. Так, для продукции обрабатывающей промышленности развитых стран они не превышают 1% стоимости экспорта.
Однако экспортные субсидии весьма значительны в экспорте сельскохозяйственной продукции.
Одним из направлений стимулирования экспорта являются средства, предоставляемые по каналам помощи, поскольку товары для оказания помощи закупаются главным образом в стране-доноре.
Межгосударственное регулирование внешней торговли
Основой межгосударственного регулирования внешней торговли является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действует с 1 января 1948 года.
ГАТТ - многостороннее междустороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.
Эти принципы, нормы и правила выработаны на базе мировой практики и определяют не только многосторонние условия международной торговли, но и положены в основу национальных торгово-политических систем, национального регулирования взаимосвязей между внешним и внутренним рынками.
Если к концу 1948 года в ГАТТ состояло всего 22 члена, то к началу 1994 года членами ГАТТ являлись 130 стран, на долю которых приходилось 90% мирового объема торговли.
ГАТТ включает 38 статей, а также ряд других документов, постепенно принимаемых в ходе международных переговоров.
В этих статьях раскрываются основные принципы организации.
Среди них: режим наибольшего благоприятствования и недискриминация стран в торговле; использование главным образом тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; постепенное снижение таможенных тарифов; предоставление преференций развивающимся странам (как исключение из режима наибольшего благоприятствования); разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
В то же время ГАТТ предусматривает и возможности для ряда нетарифных мер регулирования, включая лицензирование и ведение (в оговоренных случаях) количественных ограничений экспорта и импорта, антидемпинговых и компенсационных пошлин и импортных депозитов; не исключает при определенных условиях (в том числе и по соображениям национальной и международной безопасности) и прямые запреты на ввоз и вывоз товаров.
Помимо ежегодных сессий Совета ГАТТ, важнейшие вопросы международной торговли решаются в ходе многолетних переговоров, получивших название "раундов".
В общей сложности состоялось восемь таких раундов.
Так, в результате шестого раунда, названного именем президента Кеннеди (1962-1967), было осуществлено крупное снижение таможенных пошлин, введены преференции для развивающихся стран, разработан первый международный антидемпинговый кодекс.
В ходе Токийского раунда (1973-1979) принят ряд соглашений по нетарифному регулированию мировой торговли, в том числе кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, новый текст антидемпингового кодекса, кодекс по государственным заказам, конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, соглашения по вопросам стандартизации и сертификации продукции.
Восьмой (Уругвайский) раунд продолжался с 1986 до конца 1994 года. Главным его итогом выступает дальнейшая либерализация мировой торговли. Прежде всего это касается торговли сельскохозяйственной продукцией, где достигнуто соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (особенно в странах Европейского союза) и снижении импортных пошлин.
С 1 января 1995 года ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО).
ВТО включает в себя принципы ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Таким образом, в ходе Уругвайского раунда сфера межгосударственного регулирования внешней торговли была расширена и в настоящее время также охватывает международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, защиту инвестиций.
Россия, как правопреемница СССР, имеет статус наблюдателя ГАТТ с 1991 года. С середины 1993 года начался сложный процесс принятия России в качестве полноправного члена ГАТТ/ВТО.
ГАТТ/ВТО заменяет множество двусторонних соглашений, поскольку вступающая страна должна привести свое национальное внешнеэкономическое законодательство в соответствие с правилами организации.
Таким образом, ГАТТ/ВТО содействует унификации норм, правил и принципов международной торговли, что способствует ее развитию.
В международной практике существуют и чисто политические методы ограничения торговли между государствами, получившие название эмбарго.
Под эмбарго понимается запрещение ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны тех или иных товаров, в том числе оружия и научно-технической информации.
Может осуществляться как в одностороннем порядке, так и по коллективному решению в соответствии с Уставом ООН.