Внешнеторговая политика государства

Государственное регулирование внешней торговли

Под внешнеторговой политикой следует понимать государственное регулирование внешнеторговых отношений в целях создания наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики в целом.

В рамках внешнеэкономической политики регулируются экономические отношения с другими государствами, объединениями государств и международными организациями, с которыми заключаются соответствующие договоры и соглашения. Государство устанавливает:

· состав участников внешнеэкономической деятельности,

· режимы ввоза и вывоза товаров,

· режим таможенной границы,

· правила контроля,

· характер и величину налогов и сборов и т. д.

 

Существуют две системы внешнеторговой политики – протекционизм и либерализм (свободная торговля - «фритредерство»).

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. Эти пошлины ограничивают ввоз иностранных товаров. Нередко к ним присоединяются экспортные премии, поощряющие вывоз товаров.

Под свободной торговлей понимается беспошлинный или облагаемый незначительными пошлинами ввоз товаров.

Свободная торговля требует международных договоренностей на многостороннем или региональном уровнях. Свободная торговля осуществляется в рамках зон свободной торговли и таможенных союзов.

Таможенный союз – это объединение независимых государств, заключивших соглашение о свободной торговле с установлением общего внешнего таможенного тарифа в отношении третьих стран.

Таможенный союз является одной из ступеней экономической интеграции.

В свое время через эту стадию прошел Европейский союз.

В отличие от таможенного союза в зонах свободной торговли пошлины отменяются в торговле между странами-участницами, тогда как по отношению к третьим странам каждое государство проводит самостоятельную внешнеторговую политику.

Примерами зон свободной торговли могут служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), существовавшая в 60-90-е годы, Европейское экономическое пространство, созданное в конце 70-х годов в результате договоров между ЕЭС и ЕАСТ, Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА).

Для разных этапов развития международной торговли характерны различные системы внешнеторговой политики.

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции высокими ввозными пошлинами. В результате предприниматели осуществляли накопление капитала ускоренными темпами. Протекционизм играл прогрессивную роль, поскольку содействовал быстрому росту промышленности и развитию экономики.

После промышленного переворота произошел переход к свободной торговле. В Западной Европе первой к свободной торговле перешла Англия. В 50-60-е годы XIX века поворот от протекционизма к свободной торговле стал совершать и в других странах.

В первой половине XX века произошло изменение системы внешнеторговой политики. Ее типичной формой вновь стал протекционизм. Однако протекционизм в этот период носил не защитный, а агрессивный характер. Товары облагались высокими импортными пошлинами не потому, что их производство в данной стране было слабо развито. Протекционизм был нацелен на поддержку отечественной промышленности за счет монопольно высоких цен.

После II мировой войны происходит либерализация международной торговли. На смену системы внешнеторговой политики оказали влияние интернационализация хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции и повышение роли международного обмена как фактора развития производительных сил. Особенностью либерализма на данном этапе является снижение любых барьеров для международной торговли и устранение все форм дискриминационных ограничений.

Современный этап государственного регулирования внешней торговли также выдвигает задачу ее либерализации.Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий:

- под либерализацией в настоящее время понимается облегчение взаимного обмена развитых стран и улучшение условий их доступа на рынки товаров развивающихся стран;

- значительно расширена сфера регулирующих мероприятий, регулирование вышло за пределы тарифной политики;

- возросла роль согласованных международных действий и координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации международной торговли.

-

В общем случае свободная торговля является средством расширения мирового товарооборота.

Наиболее традиционными инструментами государственного регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, нетарифные методы регулирования, меры по стимулированию экспорта.

Тарифное регулирование внешней торговли

Тарифное регулирование осуществляется посредством таможенных пошлин и таможенных тарифов.

Таможенные пошлины – это государственные денежные сборы с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

По направлениям внешней торговли выделяют следующие виды таможенных пошлин:

- импортные (собраны в импортном таможенном тарифе);

- экспортные (собраны в экспортном таможенном тарифе);

- транзитные.

По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные (от лат. ad valorum) пошлины взимаются в процентах от таможенной стоимости товара, специфические – в виде твердой ставки с единицы товара (штуки, веса, объема).

Комбинированные пошлины сочетают оба вида таможенного обложения.

По периодичностификсирования таможенные пошлины могут быть постояннымии сезонными. Постоянные пошлины зафиксированы в таможенных тарифах. Сезонные пошлины устанавливаются на срок до 6 месяцев.

К особым видам таможенных пошлин относят специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины вводятся в тех случаях, когда ввоз иностранных товаров угрожает нанести ущерб отечественным производителям, либо в ответ на дискриминационные действия зарубежных государств.

Антидемпинговыепошлины устанавливаются в случае ввоза в страну товаров по более низким ценам, чем их нормальная стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины вводятся в случае ввоза в страну товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне.

Перечень облагаемых товаров и ставки пошлины сведены в таможенный тариф.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Эти товары объединены в группы 1)по признаку происхождения (промышленные, растительные, минеральные и т. п.) и 2)по степени обработки товаров (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия).

По каждому товару (группе товаров) указывается размер ставки, по которой он облагается.

Таможенный тариф имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка (или ставки) таможенной пошлины.

По структуре различают простые и сложные таможенные тарифы.

Простой таможенный тариф предусматривает одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения товара.

Сложный таможенный тариф устанавливает по каждому товару две или большее число ставок пошлины. Различные ставки устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара и режима, предоставленного тому или иному государству.

 

В большинстве стран базовые ставки относятся к товарам из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования предполагает предоставление государствами друг другу на взаимной основе тех же условий внешнеторговых операций, которые применяются к третьим странам. Другими словами, это один из главных принципов международной торговли, означающий не льготные, а нормальные возможности для взаимной торговли.

С тех государств, с которыми нет торговых соглашений, пошлина взимается в максимальном размере.

Товары развивающихся стран (по списку ООН) облагаются преференциальными пошлинами, а товары из наименее развитых стран (также по списку ООН) пошлинами не облагаются.

 

Таким образом, таможенный тариф позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары высокими ставками пошлин, либо позволяет предоставлять льготы другим странам, привязывая их этим к своему рынку.

 

Импортный таможенный тариф Российской Федерации, в отличие от экспортного, включает все позиции ТН ВЭД, в том числе и те, по которым установлены нулевые ставки.

Тариф имеет трехколонную структуру.