Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота.
Экспорт– это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны.
Импорт– это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных в страну из-за границы.
Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот.
Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И.
При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении.
По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штуки, тонны, метры).
Весьма важным понятием является баланс внешней торговли.
Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формулой баланса внешней торговли будет:
Б = Э – И .
Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину и редко сводится к нулю.
Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны.
Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса.
И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.
Для анализа развития такого многогранного явления, как внешняя торговля, применяется система показателей.
Некоторые показатели отражают темпы роста мировой торговли.
К таковым, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Тэ):
Тэ = (Э1:Э0) . 100%,
где Э1 – экспорт текущего периода,
Э0 – экспорт базисного периода.
Международная мобильность товаров.
Выделяют торгуемые и неторгуемые товары.
Торгуемыми называют те товары, которые могут перемещаться между странами, неторгуемые – потребляются в той же стране, где и производятся.
на торгуемые товары находятся под влиянием спроса и предложения как внутри страны, так и за границей, что позволяет легче поддерживать баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.
Цены на неторгуемые товары зависят от спроса и предложения внутри страны, поэтому в данном случае сложнее поддерживать баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.
Наиболее типичный пример неторгуемых товаров – это услуги, например, оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы.
Торгуемые товары – это сельское хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность.
Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами относительны – наиболее
распространено деление, основанное на Стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признаваемой большинством стран мира.
При этом в классификации существуют многочисленные исключения.