Основные направления рыночных преобразований. Роль государства в переходной экономике. Социальная политика в трансформационной экономике

При переходе от командно-административной системы к рыночной, как правило, выделяются следующие основные направления становления рынка:

· Либерализация экономики — это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики;

· Реформирование отношений собственности;

· Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

· Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

· Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.

Конкретный механизм перехода к рынку предполагает:

а) разгосударствление и приватизация собственности;

б) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, независимость и экономическую ответственность субъектов;

в) демонополизация экономики;

г) либерализация ценообразования;

д) осуществление активной структурной и инвестиционной политики;

е) перестройка финансовой и кредитно-денежной системы;

ж) реформирование системы социальной сферы;

з) создание современной инфраструктуры рынка;

и) либерализация внешнеэкономических отношений;

к) макроэкономическая стабилизация.

Процесс формирования рыночной экономики в республике требует решения ряда задач:

• ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Государство должно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике. Главной его задачей становится защита формирующихся рыночных отношений, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;

• демонополизация экономики, т.е. ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо нескольких производителей;

• введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе на землю;

• развитие предпринимательства, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс — основа социальной стабильности общества;

• становление рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, финансового рынка, регулируемого рынка труда;

• создание рыночной инфраструктуры, включая фондовые, валютные, товарные биржи и др.;

• финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;

• преодоление в экономическом мышлении значительной части населения проявлений патернализма (руководящая роль государства во всех сферах) и эгалитаризма (уравнительность в распределении).

Государство может ускорить процесс формирования рыночных отношений. В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:

создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики;

переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой;

переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики), сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

В переходный период меняются цели, сущность и задачи социальной политики. Социальная политика в трансформационной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.

Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике — создание для каждого трудоспособного гражданина Республики Беларусь условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Современный подход к вложениям в социальную сферу заключается в том, что инвестиции в человека, человеческий капитал наиболее эффективны, что качество человеческого потенциала — важнейший фактор экономического прогресса и повышения уровня социально-экономического развития государства. Если сгруппировать все страны по уровню экономического развития, то порядок их расположения будет находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда также являются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу.