Основные направления рыночных преобразований. Роль государства в переходной экономике. Социальная политика в трансформационной экономике
При переходе от командно-административной системы к рыночной, как правило, выделяются следующие основные направления становления рынка:
· Либерализация экономики — это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики;
· Реформирование отношений собственности;
· Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.
· Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.
· Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.
Конкретный механизм перехода к рынку предполагает:
а) разгосударствление и приватизация собственности;
б) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, независимость и экономическую ответственность субъектов;
в) демонополизация экономики;
г) либерализация ценообразования;
д) осуществление активной структурной и инвестиционной политики;
е) перестройка финансовой и кредитно-денежной системы;
ж) реформирование системы социальной сферы;
з) создание современной инфраструктуры рынка;
и) либерализация внешнеэкономических отношений;
к) макроэкономическая стабилизация.
Процесс формирования рыночной экономики в республике требует решения ряда задач:
• ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Государство должно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике. Главной его задачей становится защита формирующихся рыночных отношений, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
• демонополизация экономики, т.е. ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо нескольких производителей;
• введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе на землю;
• развитие предпринимательства, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс — основа социальной стабильности общества;
• становление рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, финансового рынка, регулируемого рынка труда;
• создание рыночной инфраструктуры, включая фондовые, валютные, товарные биржи и др.;
• финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
• преодоление в экономическом мышлении значительной части населения проявлений патернализма (руководящая роль государства во всех сферах) и эгалитаризма (уравнительность в распределении).
Государство может ускорить процесс формирования рыночных отношений. В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:
• создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики;
• переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой;
• переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики), сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.
В переходный период меняются цели, сущность и задачи социальной политики. Социальная политика в трансформационной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.
Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике — создание для каждого трудоспособного гражданина Республики Беларусь условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
Современный подход к вложениям в социальную сферу заключается в том, что инвестиции в человека, человеческий капитал наиболее эффективны, что качество человеческого потенциала — важнейший фактор экономического прогресса и повышения уровня социально-экономического развития государства. Если сгруппировать все страны по уровню экономического развития, то порядок их расположения будет находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда также являются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу.