Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
При функциональном анализе основной проблемой является проблема справедливости распределения доходов. В экономической литературе выделяют четыре основных группы принципов социальной справедливости:
1) Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.
2) Роулсианский принцип назван в честь американского современного философа Дж.Роулза, взгляды которого базировались на двух принципах: все члены общества должны иметь равные права на основные свободы; общество должно принимать решения исходя из интересов наименее обеспеченных членов. Поэтому подход предполагает такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.
3) Утилитарный принцип берет начало в работах английского философа И.Бентама и основан на том, что необходимо предоставить наибольшее счастье для наибольшего количества людей. На практике это означает, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.
4) Рыночный принцип предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.
Выбор принципов справедливого распределения доходов для каждого определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей общества.
Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости — уравнительного и распределительного.
В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.
Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.
В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.
Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия — малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тыс. программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.
В теоретическом контексте сторонники либерального направления экономической политики, считают, что социальная политика приводит к падению эффективности экономики, так как происходит «перенос денег от богатых к бедным осуществляется в дырявом ведре».
Помимо перечисленных выше существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.
9.5 Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни
Социальная политика может быть определена как комплекс мероприятий государства по улучшению материального благосостояния, духовного и физического развития населения, оказания поддержки малообеспеченных слоев общества.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Учитывая, что население страны очень разнообразно по составу, социальную политику можно расчленить на три составляющие:
· действия правительства, направленные на все слои населения;
· мероприятия по социальной защите малообеспеченных слоев общества и нетрудоспособного населения страны;
· действия по защите и поддержке трудоспособного населения.
Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности.
Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.
В социальной политике существует понятие «ловушка бедности», смысл которого состоит в том, что по мере роста доходов у низкооплачиваемых категорий работников пособия по бедности снимаются, но в то же время повышается подоходный налог. Таким образом, ловушка бедности не стимулирует поиска дополнительных заработков. С этой точки зрения высокая социальная защита бедных слоев общества порождает иждивенческие настроения.
Важнейшими задачами социальной политики государства можно рассматривать:
- повышение трудовой активности населения через предоставление возможности каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом обеспечить благосостояние семьи;
- регулирование доходов населения;
- целевая поддержка социально необеспеченных групп населения;
- обеспечение занятости и поддержка безработных;
- реформирование организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения.
Главными принципами социальной политики являются:
- социальной справедливости;
- индивидуальной социальной ответственности;
- солидарности;
- гуманность;
- адресность защиты;
- всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;
- социальной компенсации;
- социальных гарантий;
- интеграционность различных частей системы в единое целое;
- гибкость системы;
- надёжность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
• микроуровень — социальная политика фирмы в отношении ее работников;
• макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
• интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.
Социальная политика может реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необходимо обеспечить условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества.
Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.
Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.
Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализовал уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.
Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение типов социальной политики с целью выделения основополагающих характеристик социального государства.
Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений:
· политика доходов населения;
· политика в сфере труда и трудовых отношений;
· социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;
· развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры;
· социальная защита отдельных групп населения;
· экологическая, демографическая и миграционная политика.
Все направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.
Механизм государственного регулирования социальных процессов строится на прямых и косвенных методах. К прямым методам относят законы, регулирующие отдельные аспекты социальной политики. К косвенным (экономическим) методам относятся меры, создающие среду для принятия управленческих решений хозяйствующими субъектами по социальным вопросам. К ним можно отнести:
1. бюджетное регулирование, предполагающее финансирование из бюджета и внебюджетных средств на определенные направления социальной политики;
2. стимулирование сохранения и создание новых рабочих мест через повышение эффективности функционирования государственного сектора и поощрение частного предпринимательства;
3. регулирование договорных отношений в области заключения коллективных договоров и условий оплаты труда, тарифных соглашений между работодателями и наемными работниками; непосредственное регулирование уровня заработной платы в бюджетной сфере экономики на основе единой тарифной системе;
4. налогообложение индивидуальных доходов и имущества;
5. развитие системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
6. создание благоприятных условий для повышения уровня заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;
7. формирование механизма поддержки безработных;
8. совершенствование пенсионного обеспечения; использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения и повышение роли соответствующих финансовых институтов в обеспечении дополнительной защиты интересов населения (негосударственные страховые и пенсионные фонды);
9. усиление децентрализации в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на местные органы управления и негосударственные финансовые институты.
Перераспределительная деятельность в области доходов населения имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится широкий арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются:
• не облагаемый налогом вычет из дохода, который соотносится с принятым в стране прожиточным минимумом или минимальной заработной платой;
• пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (10—30 %);
• прогрессивное налогообложение с максимальной ставкой (40—50 %).
С этой же целью устанавливаются и налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими задачами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.
С одной стороны, государство аккумулирует через бюджет необходимые средства, с другой — реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в данной сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП, в связи с чем объемы социальных выплат должны быть скоррелированы с экономическими возможностями государства. В противном случае могут возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.
Одним из направлений перераспределения доходов является также государственная ценовая политика. Все мероприятия в этой области базируются на наблюдении за динамикой цен для определения ее влияния на стоимость жизни. В этих целях исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и за тем, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов населения.
Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином временном периоде.
Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.
При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.
Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. Понятие «социальная защита» можно рассматривать с разных позиций. В широком смысле слова социальная защита — это функция общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том числе достойного уровня жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств потерял возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности. Данная трактовка предполагает, что социальная защита охватывает все, что касается социальных условий человека, в том числе экологическую среду, жилищные проблемы, заботу о детях и т.п.
В узком смысле социальная защита — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения.
Необходимость в социальной защите возникает, если человек оказывается под воздействием социальных рисков. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против личности и др.).
Структура социальной защиты впервые была выделена в документах Международной организации труда (МОТ), где перечислены девять основных видов социальной защиты:
· медицинское обслуживание;
· пособия по безработице;
· пенсии по старости;
· пособия по производственному травматизму;
· пособия по инвалидности;
· пособия в связи с потерей кормильца;
· пособия по беременности и родам;
· пособия по болезни;
· семейные пособия.
Социальная защита государства реализуется, прежде всего, через гарантию определенных прав. Социальные гарантии представляют собой способ предоставления социально значимых благ и услуг всем гражданам без учёта их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень данных гарантий является гибким в зависимости от конкретных условий каждой страны, с учётом ресурсных возможностей общества.
Социальная поддержка включает наличие соответствующих социальных гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей. Тем самым реализуются конституционные права граждан на получение минимального объёма социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.
Минимальный уровень государственных социальных гарантий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, называется государственным минимальным стандартом. Социальными стандартами являются: минимальные размеры пенсий; государственные пособия семьям, воспитывающим детей; пособия, единовременные выплаты и материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Эти стандарты закреплены в соответствующем законе и выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий.
Задачами установления минимальных социальных стандартов являются:
· удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
· обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;
· оказание необходимой помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.
Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных — это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существует два основных вида пенсионных систем:
1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров);
2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.
В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на:
а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);
б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).
Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.
Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.
Социальная помощь по основным характеристикам отличается от других элементов социальной защиты:
Во-первых, финансирование социального обеспечения осуществляется, как правило, за счёт средств государственных и местных бюджетов.
Во-вторых, имеются различия в целях оказания того или иного направления социальной защиты в лицах, имеющих право её получать, а также в принципах формирования и распределения фондов финансирования социальных выплат.
Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы как инструмент минимизации последствий воздействия социальных рисков. Система социальной помощи является буферным элементом, смягчающим последствия социальных шоков, однако этот элемент должен являться активным по своему характеру.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь. Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации. Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить до 10—15% населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.