Роль государства в рыночной экономике

В экономической теории существуют разные подходы к решению вопроса о роли государства в рыночной экономике. А. Смит, Х.Б.Сэй, Ф. фон Хайек и другие представители неоклассической теории, утверждают, что рыночная экономика характеризуется экономической свободой человека и свободой выбора. Любые попытки ограничить эту свободу приводят к нарушению эффективности рыночного механизма. Они утверждают, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным и главная функция государства – принятие законов, которые создадут базу для свободного выбора экономических решений хозяйственными субъектами. При этом такие законы должны быть основаны на естественном праве и не ограничивать экономическую свободу человека.

Другое направление экономической теории (кейнсианство) утверждает, что рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить стабильность экономического развития, неизбежно порождает кризисы, безработицу, инфляцию. Поэтому государство, в дополнение к принятию законов и контролю за их соблюдением, должно заниматься регулированием экономики. Подходы кейнсианцев и неоклассиков к макроэкономической политике различны по таким аспектам, как причины нестабильности совокупного спроса; факторы, определяющие совокупное предложение; взаимосвязь инфляции и безработицы; инструменты фискальной и кредитно-денежной политики.

В настоящее время практически все экономисты согласны в том, что государство должно регулировать экономику. Разногласие между ними заключается в вопросе об объеме функций государства.

Необходимость государственного вмешательства заключается в нарастании проблем в экономике, с которыми рынок самостоятельно справиться не может и надо бороться государству.

Возможность государства воздействовать на экономику появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала в руках государства.

Возможности государственного воздействия на экономику ограничены. Это вытекает из:

1) доли государства в ВВП страны;

2) границ достаточных мотивов у предпринимателей в смешанной экономике;

3) границ налогообложения;

4) границ прироста ВНП.

Данные обстоятельства приводят к тому, что в настоящее время государство пытается подстроиться под механизм рыночного саморегулирования с тем, чтобы смягчить отрицательные аспекты рынка, не подрывая рыночные стимулы и механизмы.

Государство использует следующие средства для выполнения своих функций:

1) административные, они базируются на силе государства и включают в себя меры запрета, принуждения и разрешения;

2) экономические (фискальная и кредитно-денежная политика);

3) государственная собственность, государственный сектор в экономике, который представляет собой совокупность хозяйственных объектов целиком или полностью принадлежащих центральным и местным органам власти. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в тех сферах, в которых мотивация для частного сектора оказывается недостаточной. С помощью государственного сектора правительство воздействует на состояние экономики. Так в условиях кризиса инвестиции государства в государственный сектор растут, что способствует уменьшению спада в экономике.

Можно выделить основные функции государства, характерные для современной экономики:

1) Создание правовой основы для принятия решений;

2) Стабилизация экономики, которая проявляется в стабилизации экономического цикла, занятости, денежного обращения, цен, условий конкуренции, структуры экономики, платежного баланса;

3) Социально-ориентированное распределение ресурсов;

4) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

Вместе с тем можно указать на трудности, которые объективно порождаются закономерностями развития экономики и усложняют проведение экономической политики государства:

· временные лаги между принимаемыми решениями и достигнутыми результатами,

· несовершенство экономической информации,

· изменчивость экономических ожиданий,

· неоднозначность исторических аналогий.