Равновесие на рынке денег и политика Национального банка

Спрос на деньги является только одним элементом, определяющим необходимое количество денег в экономике. Другим элементом будет предложение денег. Современные кредитные деньги состоят из двух компонентов:

1) наличные деньги, количество которых определяет Национальный банк страны;

2) депозиты, величина которых определяется поведением коммерческих банков и домохозяйств.

Таким образом, предложение денег является результатом взаимодействия трёх самостоятельных субъектов: Национального банка, коммерческих банков, домохозяйств.

Рассматривая предложение денег, следует учитывать три внешних фактора:

1) Денежная база (MB). Она представляет собой деньги повышенной силы и распадается на наличные деньги и резервы коммерческих банков.

MB = C + R.

Этот компонент является наиболее активным в предложении денег.

2) Норма банковских резервов (rr):

.

Она определяется политикой Национального банка и политикой коммерческих банков. На неё влияют:

а) издержки по заимствованию средств коммерческими банками у Национального банка при нехватке собственных средств. Эти издержки равны учётной ставке.

б) альтернативной стоимости отказа субъекта от хранения денег в форме резервов, которые определяются рыночной ценой денег (ставкой процента).

3) Отношение «наличность - депозиты» (cr):

.

Данный показатель показывает, какое количество наличных денег у домохозяйств приходится на объем депозитов в коммерческих банках страны.

Это отношение определяется:

а) привычками населения;

б) возможностью быстрого получения наличности в коммерческих банках;

в) долей потребления в ВНП.

С учётом этого мы можем вывести уравнения предложения денег:

,

где – денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор это коэффициент, который показывает во сколько раз увеличение наличности или резервов банковской системы на единицу приведёт к увеличению количества денег в экономике. Такое увеличение становится возможным в результате того, что существование наличности приводит при данной процентной ставке к появлению депозитов и избыточных резервов у коммерческих банков, которые используют их для предоставления кредитов, и тем самым для расширения количества платёжных средств в экономике.

Рассматривая функцию предложения денег, можно прийти к выводу, что предложение денег:

1) прямо пропорционально изменению денежной базе, так как изменение объема наличных денег и резервов банковской системы расширяет возможности банковской системы создавать деньги;

2) обратно пропорционально изменению нормы банковских резервов, так как снижение нормы ведет к расширению возможностей коммерческих банков создавать деньги в результате сокращения обязательных резервов;

3) обратно пропорционально изменению отношения «наличность-депозиты», так как увеличение отношения «наличность - депозиты» означает увеличение наличных денег у домохозяйств, уменьшение депозитов в банковской системе и, соответственно, уменьшение возможности банков создавать деньги.

Как отмечалось ранее, предложение денег регулируется несколькими субъектами. При этом денежная база регулируется Национальным банком страны, норма банковских резервов совместно Национальным банком страны и коммерческими банками, отношение «наличность - депозиты» – внебанковскими кругами (населением и бизнесом). В краткосрочном периоде главную роль (50%) играет отношение «наличность - депозиты», а два остальных фактора влияют примерно на 25% каждый. В долгосрочном периоде главным фактором, который на 90% определяет предложение денег, является денежная база. Это означает, что Национальный банк является главным субъектом, определяющим предложение денег. Этот фактор является внешним или экзогенным по отношению к экономике. Поэтому Национальный банк несёт главную ответственность за уровень цен и стабильность развития экономики.

Национальный банк воздействует на денежную базу в целом, а не на её отдельные компоненты. При этом он даёт возможность коммерческим банкам самостоятельно определить отношения между наличными и депозитами. Национальный банк может воздействовать на предложение денег с помощью трёх элементов:

1) норма обязательных резервов;

2) учётная ставка;

3) операции на открытом рынке ценных бумаг.

При этом если Национальный банк хочет увеличить количество денег в экономике, то он будет:

а) уменьшать норму обязательных резервов, что содействует расширению возможностей банковской системы создавать деньги;

б) уменьшать учётную ставку. В этом случае банковская система получает возможность обратиться за кредитами в Национальный банк и получить их по более низкой ставке процента, чем рыночная. Это означает наполнение экономики новыми платёжными средствами.

в) покупать государственные ценные бумаги на вторичном рынке ценных бумаг. Тем самым у населения и у коммерческих банков появится дополнительное количество наличных денег и депозитов, которые расширяют предложение денег в экономике.

Если Национальный банк хочет уменьшить количество денег, то он проводит обратные операции.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, т.к. поведение коммерческих банков и населения может быть непредсказуемыми и неадекватными на действия Национального банка.

Денежный рынок представляет собой рынок, на котором ведётся торговля облигациями за наличные деньги. Смысл операций заключается в том, чтобы обменять деньги на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, которая представлена ставкой процента.Равновесие на рынке денег означает, что спрос на реальные денежные остатки точно соответствует предлагаемому количеству денег и субъекту безразлично хранить деньги в виде облигаций или владеть деньгами в форме вкладов в коммерческих банках, так как будет получать одинаковый доход. При этом в краткосрочном периоде кривая предложения денег рассматривается в виде вертикальной прямой, что означает фиксированное количество денег в экономике, так как Национальный банк ставит своей целью поддерживать неизменным количество денег в экономике, а поведение других субъектов является стабильным и предсказуемым (Рис.5.2).

Рис. 5.2 Равновесие на рынке денег

Автоматизм равновесия достигается на рынке денег за счёт изменения спроса на деньги. Если при данной процентной ставке спрос на деньги окажется больше предложения денег, то это будет означать, что население увеличит спрос на облигации, так как доходность их будет более высокой, чем доход на вклады в коммерческих банках, а рыночная цена облигаций понизится. В результате изменится структура спроса между наличностью и облигациями. Произойдёт снижение спроса на деньги и ставки процента, в результате чего установится равновесие на рынке денег, означающее одинаковую доходность по облигациям и по вкладам. Если же предложение денег больше спроса на деньги, то это будет вызывать уменьшение сбережений в облигациях и растущий спрос на деньги для того, чтобы оформить их в виде вкладов. В результате сформируется равновесие, а ставка процента станет равна уровню дохода на ценные бумаги.

Равновесие на рынке денег изменяется под действием неценовых факторов, вызывающих сдвиг кривых спроса на деньги и предложения денег.

Кривая спроса на деньги сдвигается под воздействием:

1) изменения номинального национального дохода (прямая зависимость);

2) изменения скорости обращения денег (обратная зависимость);

3) институциональных изменений на рынке денег, например, появление новых видов депозитов привлекает сбережения населения и увеличивает возможность коммерческих банков создавать деньги;

4) изменение ожиданий: если население ожидает роста ставки процента, то спрос на деньги уменьшается и наоборот;

5) необъяснимые сдвиги.

Рост спроса на деньги вызывает рост ставки процента, так как обращаясь за кредитами или продавая ценные бумаги, население способствует ее повышению, ввиду того, что при неизменном предложении денег растущий спрос может быть ограничен только таким образом.

Сдвиг кривой предложении денег осуществляется под воздействием поведения Национального банка, коммерческих банков и домохозяйств.

Национальный банк воздействует на предложении денег через изменение нормы обязательных резервов, учётную ставку и операции на рынке ценных бумаг. Коммерческие банки воздействует через изменение резервов, увеличивая или уменьшая избыточные резервы. Домохозяйства воздействуют с помощью изменения соотношения между наличностью и депозитами.

Если уменьшается предложение денег, то это приводит к тому, что сужаются возможности экономики удовлетворить все потребности хозяйственных субъектов в необходимом количестве денег, и они (субъекты) согласны платить более высокие проценты за получаемые деньги. Одновременно происходит повышение доходности ценных бумаг и снижения их рыночной цены, что позволяет несколько снизить объём спроса на деньги и установить новое равновесие, характеризующееся меньшим количеством денег и более высокой ставкой процента.

Кривая предложения денег может принимать различную форму в зависимости от тактических целей Национального банка. Обычно выделяют три цели:

1) поддержание заданного количества денег в экономике. В этом случае кривая предложение денег является вертикальной линией, что характеризует постоянство количества денег в стране. Национальный банк проводит жёсткую кредитно-денежную политику, имеющую целью установить контроль над денежной массой. В условиях такой политики любое колебание спроса на деньги будет приводить к соответствующим изменениям ставки процента.

Выбор конкретной формы кредитно-денежной политики Национальным банком во многом зависит от причин изменения спроса на деньги. Если спрос на деньги изменяется под воздействием роста цен в экономике, то для того, чтобы предотвратить инфляцию Национальный банк должен ограничить количество денег в экономике. А это означает проведение жёсткой кредитно-денежной политики.

2) Поддержание ставки процента. Кривая предложения денег будет представлена в виде горизонтальной линии, означающей, что ради поддержки ставки процента на неизменном уровне Национальный банк идёт на изменение количества денег в экономике (Рис.5.3). Это свидетельствует о гибкой кредитно-денежной политике, имеющей цель стабилизацию ставки процента.

Рис. 5.3 Гибкая кредитно-денежная политика

 

Если спрос на деньги изменяется под влиянием скорости обращения денег, то Национальный банк утверждает, что экономику надо изолировать от этого явления посредством изменения предложения денег, т.е. кривая предложения денег будет горизонтальна. Только в этом случае удастся сохранить ставку процента, уровень цен и ВНП на прежнем уровне.

Данная политика имеет слабое место, так как если процент поддерживается на неоправданно низком уровне, то кредитно-денежная политика станет причиной следующего изменения в экономике:

Возрастает номинальный ВНП, что вызывает повышение спроса на деньги. В краткосрочном периоде увеличение спроса на деньги увеличит ставку процента, а это приведёт в банковской системе к росту дополнительных депозитов и соответствующих им избыточных резервов. Они, в свою очередь, увеличат количество денег в экономике и, как следствие, увеличится совокупный спрос. Увеличение совокупного спроса при неизменном потенциальном ВНП вызывает повышение цен и увеличение номинального ВНП, который в свою очередь способствует росту спроса на деньги. Таким образом, политика Национального банка на поддержании ставки процента на неоправданно низком уровне способствует инфляции в экономике и вызывает необходимость повышения ставки процента.

3) Допущение расширения количества денег по мере роста ставки процента. В этом случае кривая предложения денег является восходящей прямой, характеризующей, что по мере роста ставки процента Национальный банк увеличивает в некоторой степени предложение денег. Это представляет собой один из вариантов гибкой кредитно-денежной политики. Угол наклона кривой предложения денег зависит от целей Национального банка и его политики. Если ставка процента растёт и Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, то кривая предложения денег будет более пологой, т.к. увеличивается эластичность денежной массы по отношению к ставке процента. Данная политика позволяет Национальному банку разорвать связь количества денег с ускорением инфляции и проводится, если спрос на деньги изменяется под влиянием изменения реального ВНП. Национальный банк проводит политику, направленную на сдерживание денежной массы в экономике. За счёт этого ставка процента будет автоматически меняться таким образом, чтобы содействовать новому равновесию на рынке денег и рынке товаров и не допустить неоправданного роста ВНП.

Отрицательным моментом проведения данной политики является то, что ставка процента и реальный объём ВНП являются нестабильными. В период роста спроса на деньги, приводящего к увеличению количества денег за необходимые рамки, растёт и ставка процента и реальный объём ВНП. Если спрос на деньги уменьшается ниже контрольной цифры, то происходит падение ставки процента и реального объём ВНП. Так как спрос на деньги является изменчивой величиной, то это вызывает постоянные колебания обоих показателей, что затрудняет возможность реального контроля за рынком денег и рынком товаров.