Понятие денежно-кредитной системы

Тема 5 Денежно-кредитная политика

Эффективность фискальной политики государства.

Бюджетно-налоговая политика имеет некоторые достоинства и прежде всего быстроту воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Изменение налогов, государственных трансфертов и закупок быстро сказывается на темпе развития экономики. К достоинствам следует отнести и мультипликативный эффект, позволяя при сравнительно небольших издержках добиваться значительных результатов. К достоинствам можно отнести автоматизм фискальной политики, так как в этом случае не требуется от правительства принимать какие-либо меры и совокупный спрос автоматически изменяется в зависимости от стадии экономического цикла.

Бюджетно-налоговая политика имеет ряд проблемв применении:

1) Фактор времени. Он проявляется в том, что происходит запаздывание между экономической ситуацией, принимаемым решением и эффективным воздействием этого решения на субъекты хозяйствования, что связано с тем, что:

а) требуется время для распознания проблемы и выявления причин;

б) административная задержка; она связана с тем, что механизм принятия поправок к государственному бюджету и налогам требует длительного процесса обсуждения и принятия в законодательном органе;

в) функциональная задержка; существует временной разрыв между принятием решения и началом действия принятого решения, заставляющего изменить хозяйство субъекта свое поведение;

2) Политическая проблема: фискальная политика используется политиками для решения проблем, которые являются достаточно противоречивыми и содействие одной, вызывает обострение другой проблемы. Одновременно политики используют фискальную политику для решения своих политических целей, которые идут вразрез с экономическими целями о чем свидетельствует проблема политического цикла, рассмотренная в микроэкономике.

Каждая страна обладает своей денежной системой. Элементами денежной системы страны является:

1) Национальная денежная единица, в которой выражается цена товаров и услуг.

2) Система денег, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте. Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться:

- бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги;

- казначейские билеты;

- разменные монеты.

Казначейские билеты и обязательства государства обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие бюджетных расходов.

3) Система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение и обращения денежных знаков. В настоящее время во всех странах используется фидуциарная система эмиссии денег. Это означает, что деньги печатаются Национальным банком страны под залог государственных ценных бумаг.

4) Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

5) Правило ввоза и вывоза национальной валюты и организация международных расчетов.

В Республике Беларусь вопросы регулирования денег является компетенцией Национального Банка.

Основные целидеятельности Национального банка:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, поддержание ее стабильности;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы;

- кредитно-денежное ре­гулирование экономической системы республики;

- поддержка общей экономической политики правительства.

Современная денежная система характеризуется обладанием безналичного оборота, т.е. денежными расчетами, которые совершаются либо путём записей на счетах субъектов, либо путём взаимных требований. Для организации безналичных расчётов необходимо выполнение следующих принципов:

1) денежные средства субъектов должны храниться на счетах в коммерческих банках;

2) денежные расчёты между клиентами должны осуществляться по предусмотренным законодательством правилам и документам;

3) платежи осуществляются только при встречных потоках товаров и услуг;

4) зачисление средств на счёт покупателя осуществляется после списания данной суммы со счёта плательщика.

Банки используют, как правило, систему клиринга, т.е. взаимных соглашений, при которых существующие между банками задолженности оплачиваются посредством суммирования всех объёмов взаимных платежей в течение определённого периода времени и фактической уплаты лишь разницы между взаимными платежами банков друг другу. Эти расчёты, как правило, ведутся в конце рабочего дня.

Появление кредитных денег изменило форму существования денег. Выделяют несколько денежных агрегатов. В Республике Беларусь денежные агрегаты учитываются следующим образом:

М0 - наличные деньги в обращении;

М1 (денежная масса в узком смысле) = М0 + депозиты до востребования населения, хозяйствующих субъектов, местных органов власти.

М2 (расширенные деньги) = М1 + срочные депозиты населения, хозяйствующих субъектов, органов власти.

М3 (общая сумма денежной массы в рублях) = М2 + иные банковские депозиты + средства, размещенные в ценные бумаги.

М4 (общая сумма денежной массы) = М3 + депозиты в иностранной валюте.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2. Разницу между М1 и М2 часто обозначают как «квазиденьги».

Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения ставки процента.