Дискреционная фискальная политика

Политика автоматических стабилизаторов

Как мы раньше отметили, бюджетно-налоговая политика решает различные задачи. При этом может использоваться два механизма, которые обладают различным механизмом реализации и разной эффективностью.

Политика автоматических стабилизаторов заключается в том, что расходы государственного бюджета и налоги на протяжении рассмотренного периода времени меняются автоматически в зависимости от экономической конъюнктуры. При этом ставки налогов и статьи расхода госбюджета не пересматриваются, остаются постоянными.

В период подъема и растущей инфляции увеличиваются доходы, которые получают домохозяйства, что стимулирует рост инфляции и объема производства. Однако механизм политики автоматических стабилизаторов приводит к тому, что они, при существующем прогрессирующем налогообложении попадают под более высокую ставку налога и чистые доходы увеличиваются в меньшей степени. Соответственно совокупный спрос увеличивается в меньшей степени, чем растет объем производства. Одновременно в период подъема сокращаются расходы государства в виде трансфертов, таких как:

а) расходы по выплате пособий безработным;

б) выплата пособий малообеспеченным слоям населения.

Это позволяет еще больше сократить темпы роста доходов субъектов и совокупный спрос. Тем самым правительство ограничивает темпы роста инфляции и сдерживает темпы роста производства, чтобы не допустить «перегрева» экономики и последующего кризиса.

В период экономического спада наблюдается противоположная ситуация. Ввиду падения производства увеличивается безработица, что требует роста расходов государства на пособия по безработице и малообеспеченным семьям. Одновременно снижается зарплата работающего населения, что автоматически переводит их на более низкие ставки подоходного налога. В результате этого реальные доходы сокращаются в меньшей степени, чем спад производства. Тем самым тормозится падение совокупного спроса и дальнейшее падение объема производства.

Таким образом, автоматические стабилизаторы препятствуют слишком большому перегреву экономики или глубокому кризису, но не могут полностью устранить нежелательные тенденции экономического цикла. Это означает, что если правительство в период спада хочет устранить негативные последствия, то оно должно проводить дискреционную фискальную политику.

 

Дискреционная политика проявляется в том, что государство меняет налоги и государственные расходы в зависимости от экономической конъюнктуры и целей.

В период экономического кризиса и высокой безработицы государство проводит экспансионистскую (стимулирующую) дискреционную политику. Она проявляется в снижении налогов, увеличении государственных расходов, или в одновременном сочетании первых двух мер.

Снижение налоги приводит к росту располагаемого дохода домохозяйств, что вызывает рост совокупного спроса.

Государственные расходы действуют по двум направлениям:

1) Субсидии (трансферы), которые приводят в период спада к росту располагаемого дохода домохозяйств и стимулирует увеличение совокупного спроса, что является толчком для развития производств, что означает сокращение безработицы, прекращение спада.

2) Закупки товаров и услуг, которые прямо воздействуют на увеличение совокупного спроса.

В результате того, что совокупный спрос превышает совокупное предложение, предприниматели начинают расширять производство. ВНП увеличивается, что означает сокращение безработицы, а это приводит к новому увеличению доходов, в результате чего растет национальный доход и объем производства. Спад ликвидируется. При этом так как действует эффект мультипликатора, то экономика растет в большей степени, чем предпринятые государством расходы. Побочным эффектом данной политики может быть стимулирование роста цен в силу инерционности развития экономики.

В период роста инфляции в стране проводится рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика. Она осуществляется через увеличение налогов, сокращение государственных расходов или сочетание этих двух методов. В этом случае сокращаются располагаемые доходы домохозяйств и фирм. В результате падает спрос на товары и растут незапланированные запасы произведенной продукции у фирм. Данное обстоятельство побуждает фирмы сдерживать дальнейший рост цен. Отрицательным моментом проведения данной политики может быть спад производства, так как в условиях господства олигополий на рынке им выгоднее сократить объем производства и не снижать цены (действует эффект храповика).

Неоклассическая теория считает, что усиление роли госбюджета подрывает рыночные стимулы, так как сопровождается ростом налогов, и поэтому необходимо сокращать государственные расходы, особенно на социальные программы, так как они порождают иждивенческие настроения в обществе. Необходимо использовать налоги и, прежде всего, сокращать их. Если в стране экономический кризис, то сокращение налогов с доходов предприятий позволит им выделить больше средств на инвестиции и за счет этого выйти из кризиса. Если в стране растет совокупный спрос и за счет этого развивается инфляция, то снижение налогов на прибыль позволит фирмам увеличить производство товаров и удовлетворить спрос, уничтожив основание для роста цен.