Альтернативные теории потребления
.
Функция Кузнеца подтверждает первых два правила Кейнса, а 3 и 4 отвергает.
В рамках кейнсианства была рассмотрена подоходная функции потребления, которая анализировала потребительское поведение различных слоев в зависимости от их дохода в данный момент времени.
Анализ позволил выявить, что домохозяйства с низкими доходами практически весь доход направляют на потребление и даже живут в долг. Чем выше доход домохозяйств, чем больше сберегается. Таким образом, был подтвержден основной психологический закон Кейнса и четвертое правило: о падении МРС по мере роста располагаемого дохода. Выводы о поведении домохозяйств в рамках национальной экономики не противоречат выводам Энгеля относительно поведения отдельного субъекта.
Потребление зависит не только от величины располагаемого дохода. Существуют факторы, которые приводят к изменению объема потребления при неизменном располагаемом доходе. К этим факторам относят:
1) изменение размера богатства (прямая зависимость): если благосостояние растет, то при постоянном уровне цен субъекты могут приобрести большее количество товаров и услуг, и наоборот;
2) изменение уровня цен в экономике (обратная зависимость): падает реальная покупательная способность номинального дохода домохозяйств;
3) изменение ожиданий потребителей: если потребители ожидают, что в будущем уровень цен в экономике возрастет, то в настоящее время они будут увеличивать совокупный спрос, чтобы сделать запасы. Если они ожидают увеличение своих доходов в будущем, то в настоящее время их спрос возрастет, так как меньше будет сберегаться в расчете на будущий рост доходов;
4) изменение величины потребительской задолженности (обратная): если задолженность выросла, то часть своих доходов потребители должны направлять на погашение этой задолженности и, следовательно, сокращать совокупный спрос на товары и услуги в данный период времени;
5) изменение налогов (обратная): если налоги повышаются, то часть личного дохода, которая направляется на потребление, при прочих равных условиях, будет сокращаться.
Существуют подоходные налоги, величина которых зависит от величины налогооблагаемого дохода. Они приводят к неодинаковым изменениям величины потребления по мере роста дохода, т.к. по мере роста дохода величина налога растет в большей степени, что графически выражается изменением угла наклона новой функции потребления. Существуют автономные налоги, величина которых не зависит от величины дохода. В этом случае кривая потребления сдвигается вниз на величину автономных налогов.
В 50-60 г. ХХ века экономисты, неудовлетворенные теорией Кейнса, начали разработали новые подходы к объяснению данного явления.
Артур Смит предложил гипотезу абсолютного дохода, в соответствии с которой истинной является только функция потребления краткосрочного периода, так как только она способна адекватно отражать решения потребителей. Функция потребления долгосрочного периода является иллюзией, возникающей в результате смещения функции потребления краткосрочного периода со временем вверх. Такое смещение объясняется Смитом воздействием структурных экономических факторов: миграцией сельского населения в города, старением населения, увеличением в структуре потребления товаров длительного пользования и предметов роскоши и т.д.
Дж. С. Дьюзенберри утверждал, что потребление индивида в данный момент зависит не от абсолютных размеров дохода, а от относительного дохода, то есть принадлежности к той или иной группе в распределении дохода и его собственными прошлыми доходами. У Дьюзенберри подразумевалось, что наиболее вероятное стандартное поведение типичного потребителя определяется скорее предыдущим высоким уровнем дохода, чем его текущим восприятием. В формализованном виде функцию потребления Дж. С. Дьюзенберри можно представить в виде:
,
где Сt – потребление в период времени t
Cy - уровень потребления, определяемый величиной дохода;
C0 – автономное потребление;
ymax - максимальный доход, который субъект получал в прошлом;
yt – доход получаемый в период времени t
Рис. 3.4 Модель Дьюзенберри
Предположим, что в условии равновесия доход равен yt (Рис.3.4). Экономический кризис привел к сокращению дохода до y1 . Домохозяйства примут решение потреблять в соответствии с величиной их дохода в условии равновесия yt, а не в данный момент времени и поэтому их потребление будет соответствовать точке В на кривой функции краткосрочного периода, а не кривой долгосрочного периода. Если в экономике наблюдается подъем и доход вырастет до уровня y2, то потребители увеличат потребление и переместятся в точку D из положения А. Если, после окончания экономического подъема, доход не изменится, останется на уровне y2,, то субъекты увеличат свое потребление и перейдут в положение Е.
Данная теория объясняет природу различного объема потребления у субъектов с одинаковым доходом: если два субъекта имеют одинаковые доходы, но живут в разных районах, при этом субъект А живет в районе, в котором соседи имеют относительно более высокие доходы, а субъект В живет в районе, где соседи имеют относительно более низкий доход, то у первого субъекта потребление будет больше. Это связано с тем, что субъект А в своем потреблении будет ориентироваться на доходы соседей, их уровень потребления, стараясь выглядеть не хуже их. Важным моментом этой теории является положение о "демонстрационном эффекте". В тоже время субъект В будет сам являться примером для своих соседей, и поэтому в потреблении он будет ориентироваться на величину своего дохода.
Данная теория подтверждает основные правила Кейнса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Однако теория имеет «слабое место», т.к. не применяется в случае резкого роста дохода у субъекта и не может теоретически обосновывать сокращения потребления в период кризиса.
Милтон Фридмен вводит в теорию потребления понятие перманентного дохода, под которым понимается устойчивый доход, который субъект ожидает получать в течение длительного времени. Он рассчитывается как взвешенная сумма текущего и прошлого уровней дохода за вычетом налогов, причем веса, с которыми учитываются эти доходы, представляют собой элементы убывающей геометрической прогрессии. Перманентный доход определяется всем богатством субъекта, связанным как с его деловыми качествами, так и располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью). Часть перманентного дохода тратится на потребление. Причем, если не учитываются стохастические ошибки, порожденные особенностями случайного дохода, эта величина остается постоянной для всего периода времени, в течение которого субъект предполагает получать данный стабильный перманентный доход. А раз так, то функция потребления по Фридмену схожа с функцией Кузнеца и описывается уравнением:
.
Однако у каждого субъекта кроме перманентного дохода есть случайные (временные) доходы. К таким доходам Фридмен относит:
а) Временный доход, представляющий случайное отклонение от обычного тренда (выигрыш в лотерею). В данном случае субъекты практически не станут менять своего текущего потребления.
б) Временный доход, начинающий играть роль перманентного дохода (передвижение по работе). В данном случае аналогичным образом меняется потребление.
в) Ожидаемое отклонение дохода (ожидаемое перемещение по работе). В этом случае даже если доход не меняется происходит изменение потребительских расходов.
Эти отклонения помогают объяснить колебания потребления в краткосрочном периоде, но практически не оказывают воздействие на потребление в долгосрочном периоде.
Таким образом, М.Фридмен пришел к выводу, что функция потребления краткосрочного периода является чистой иллюзией. Только функция потребления долгосрочного периода имеет значение и поэтому потребление определяется не величиной дохода в каждый конкретный период экономической конъюнктуры, а величиной перманентного дохода.
Фактически М. Фридмен, пытаясь опровергнуть теорию потребления Кейнса, пришел к аналогичным выводам, так как потребление зависит от величины перманентного дохода; МРС больше нуля, но меньше единицы.
Определенной заслугой Фридмена можно считать то, что, рассматривая перманентный доход, он включил в него не только текущие денежные средства, но и элементы реального богатства, воплощенные в ценные бумаги, недвижимость, товары длительного пользования и т.д., отразил влияние ожидаемого уровня инфляции.
Вместе с тем Фридмен делает вывод, что попытки государства воздействовать на совокупный спрос за счет увеличения дохода населения не имеет эффекта в виду устойчивости функции потребления.
Теория перманентного дохода Фридмана получила дальнейшее развитие в теориях адаптивных и рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий утверждает, что субъекты ожидают, что в будущем их доходы будут такими же, как и в текущем периоде времени. Поэтому расходы на потребление является постоянной величиной, т.к. субъекты стремятся поддержать потребление на неизменном уровне. Если выяснится, что они ошиблись в своих ожиданиях и доход изменился, то субъекты признают свою ошибку, изменят свои потребительские расходы, и в дальнейшем будут ориентироваться на новый уровень дохода и потребления.
Теория рациональных ожиданий утверждает, что потребители владеют полной информацией обо всех процессах, происходящих в экономике, понимают законы, по которым развивается экономика, всегда стремятся максимизировать свое благосостояние на основе этой информации. А раз так, то потребление субъекта будет стабильно, ориентировано на доход на протяжении всей жизни. Поэтому в начале своего жизненного пути они могут занимать деньги, рассчитывая вернуть долг в зрелом возрасте, когда доход увеличится.
Теория адаптивных и рациональных ожиданий направлена, прежде всего, против идеи Д.М.Кейнса о стимулировании совокупного спроса как метода ускорения экономического роста и борьбы с безработицей.
Франко Модильяни со своими коллегами Альбертом Андо и Ричардом Брумбергом в 1954 г. разработал теорию жизненного цикла. Он сознательную жизнь человека разбил на два этапа:
1) активная трудовая деятельность;
2) пенсионный этап.
При этом Модильяни предполагает, что совокупный доход человек получает неравномерно: совокупный доход увеличивается, когда человек работает, затем совокупный доход уменьшается. Сбережения определяются желанием субъекта обеспечить себе желаемый уровень потребления в старости и сбережения позволяют перераспределять доход с периода, когда он высок, на период, когда он низок или его вообще нет. На протяжении всей жизни человек хочет поддержать единый уровень потребления. Поэтому в первом периоде часть дохода он сберегает, причем столько, чтобы потребление во втором периоде не снизилось. С учетом этого функция потребления Мольдильяни имеет вид:
,
где a, b, c – MPC соответствующих форм дохода;
W – реальные богатства, которыми располагает субъект;
Ya – доход, который получает в течении трудовой деятельности;
Yn – доход на пенсии.
Исследования современных экономистов показывают, что существуют два пути в определении потребления в будущем:
1) использовать теорию жизненного цикла или теорию перманентного дохода. Сложность данных подходов заключается в том, чтобы правильно определить величину перманентного дохода или продолжительность жизни.
2) уравнение функции потребления Кейнса можно использовать в краткосрочном периоде.