Социальная функция

Распределительная функция

Планово-распределительная функция

Регулирующая функция

Стимулирующая функция

Учетно-контрольная функция

Измерительная функция

Цена продукции.

Экономическая сущность и функции цены.

Цена – это денежное выражение стоимости товара или общественно необходимые затраты труда на производство продукции.

Цена – количество денежных знаков, которые покупатель готов заплатить, а продавец готов продать.

Цена должна быть такой, чтобы полностью возмещать затраты на производство и сбыт продукции и обеспечить предприятию получение прибыли.

Функции цены:

Цена используется для измерения ценности товарной единицы, для соизмерения ценностей разных товарных единиц; для соизмерения затрато-результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Цена служит инструментом учета и контроля, сохранения, накопления и движения стоимости в производстве. Цена используется для определения всех стоимостных показателей: объем товарооборота, объем капиталовложений, валовый продукт; качественных: рентабельность, ФО, производительность труда. Цена используется для оценки эффективности производства.

Высокие цены заинтересовывают производителей в увеличении объемов производства, увеличении качества продукции, уменьшении издержек, развитии инновационной деятельности. Низкие цены угрожают разорением убыточному производству.

Цена является связующим звеном между производством и потреблением посредством уравновешивания спроса и предложения на товар. Цена способствует устранению излишков и дефицита товара на рынке.

Используется для составления целевых программ, планов.

Проявляется в том, что через механизм ценообразования осуществляется перераспределение национального дохода между различными предприятиями, отраслями. Эта функция реализуется посредством включения в с/c налогов, которая является источниками накопления пенс. фонда, фонда соц. страхования и обязательного мед. страхования, а также через включение в цену косвенных налогов: НДС и акцизов.

От уровня цен зависит размер потребляемого бюджета, объем, состав и структура потребления материальных благ и услуг.

 

Факторы, влияющие на уровни цен:

1) Спрос на продукцию

2) Величина издержек на производство и реализацию продукции

3) Государственное регулирование цен

4) Конкуренция

5) Стадия жизненного цикла товара

Процесс ценообразования

Этапы:

1) Получение процесса ценообраз-ия

 

 


Установление окончательной цены

 

2) По величине спроса устанавливается верхняя граница цены

3) Устанавливается средняя себестоимость единицы продукции: нижняя граница цены

4) Осуществляется сравнение товаров конкурентов: устанавливается средний диапазон изменения цены

5) Затратный метод (цена формируется на базе полной или коммерческой себестоимости и прибыли, которая определяется как процент от себестоимости) и метод целевого ценообразования (цена формируется на основе себестоимости и прибыли, которая является индивидуальной величиной для каждого вида товара)

 

Можно определить: при какой цене будут достигнуты объемы продаж, позволяющие полностью возместить совокупные издержки и получить цел. сумму прибыли.

6) Устанавливается окончательная цена с учетом юридических норм, действующих в области ценообразования и психологических особенностей восприятия цены покупателями.

 

Структура и основные элементы цен.

Формирование розничной цены на товары народного потребления

Структура цен – процентное соотношение между различными элементами цены.

НДС является формой изъятия в бюджет части прироста стоимости, издерживаемой на всех стадиях производства, которая определяется как разница между стоимостью товара и стоимостью материальных затрат, относ-х на издержки. Сумма НДС для взноса в бюджет определяется как разница между суммой НДС, полученной от получателя, и суммой НДС, перечисленной поставщиком.

НДС-18% (15,25% - выделяется из цены)

Льготная НДС – 10%

Акциз – косвенный налог, включенный в отпускную цену предприятия; объектом налогообложения является стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам. Акцизы устанавливаются дифференцировано по видам товаров и взимаются с каждой единицы товара. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством и включает алкогольную продукцию, табак.

 

Классификация цен

1) По характеру обслуж-го оборота

- оптовые цены на продукцию промышленности

- закупочные цены на с/х продукцию

- цены на строительную продукцию (+сметная стоимость)

- розничные цены на товары народного потребления

- цены, обслуживающие внешний торговый оборот

- тарифы на перевозки

- тарифы на гл. услуги населения

2) По степени участия государства в регулировании цен:

-рыночные

-регулируемые

Рыночная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения между субъектами предпринимательской деятельности (свободные, монопольные, …)

Методы ухода от равнов-ой цены:

а) расширение ассортимента

б) улучшение качества и дизайна

в) выпуск новых видов продукции

Монопольные цены складываются в целях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Демпинговые цены – рыночные цены, специально заниженные одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен.

Регулируемые цены – складываются под воздействием государства.

а) прямое регулирование цен осуществляется через установление фиксируемых цен, предельного значения цены, коэффициентов

б) косвенное регулирование осуществляется путем изменения налогов и ставок по ним

Фиксированные цены представляют собой твердо устанавливаемое государством значение цен на определенный период времени.

Предельные цены – это цены, ограниченные верхним или нижним пределом сбытовых и торговых надбавок, уровнем рентаб.

 

3) По степени участия продавца в возмещении расходов на транспортировку продукции:

Система франкирования цен показывает до какого пункта по пути продвижения товара продавец возмещает транспортные расходы, включения их в цену.

 

Виды транспортных расходов, включенных в цену продукции

4) По времени действия:

- твердые цены (не меняются в течение действия контракта)

- текущие цены

- сезонные цены

- скользящие цены (устанавливаются на изделие с длит. сроком изготовления)

 

5) По территории действия:

- единые цены (природный газ, топливо-яд-го цикла, оборон.)

- региональные цены (природ. газ населению, электроэнергия, тв. топливо, оплата населением жилья и коммунальных услуг)