Социальная функция
Распределительная функция
Планово-распределительная функция
Регулирующая функция
Стимулирующая функция
Учетно-контрольная функция
Измерительная функция
Цена продукции.
Экономическая сущность и функции цены.
Цена – это денежное выражение стоимости товара или общественно необходимые затраты труда на производство продукции.
Цена – количество денежных знаков, которые покупатель готов заплатить, а продавец готов продать.
Цена должна быть такой, чтобы полностью возмещать затраты на производство и сбыт продукции и обеспечить предприятию получение прибыли.
Функции цены:
Цена используется для измерения ценности товарной единицы, для соизмерения ценностей разных товарных единиц; для соизмерения затрато-результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Цена служит инструментом учета и контроля, сохранения, накопления и движения стоимости в производстве. Цена используется для определения всех стоимостных показателей: объем товарооборота, объем капиталовложений, валовый продукт; качественных: рентабельность, ФО, производительность труда. Цена используется для оценки эффективности производства.
Высокие цены заинтересовывают производителей в увеличении объемов производства, увеличении качества продукции, уменьшении издержек, развитии инновационной деятельности. Низкие цены угрожают разорением убыточному производству.
Цена является связующим звеном между производством и потреблением посредством уравновешивания спроса и предложения на товар. Цена способствует устранению излишков и дефицита товара на рынке.
Используется для составления целевых программ, планов.
Проявляется в том, что через механизм ценообразования осуществляется перераспределение национального дохода между различными предприятиями, отраслями. Эта функция реализуется посредством включения в с/c налогов, которая является источниками накопления пенс. фонда, фонда соц. страхования и обязательного мед. страхования, а также через включение в цену косвенных налогов: НДС и акцизов.
От уровня цен зависит размер потребляемого бюджета, объем, состав и структура потребления материальных благ и услуг.
Факторы, влияющие на уровни цен:
1) Спрос на продукцию
2) Величина издержек на производство и реализацию продукции
3) Государственное регулирование цен
4) Конкуренция
5) Стадия жизненного цикла товара
Процесс ценообразования
Этапы:
1) Получение процесса ценообраз-ия
|
2) По величине спроса устанавливается верхняя граница цены
3) Устанавливается средняя себестоимость единицы продукции: нижняя граница цены
4) Осуществляется сравнение товаров конкурентов: устанавливается средний диапазон изменения цены
5) Затратный метод (цена формируется на базе полной или коммерческой себестоимости и прибыли, которая определяется как процент от себестоимости) и метод целевого ценообразования (цена формируется на основе себестоимости и прибыли, которая является индивидуальной величиной для каждого вида товара)
Можно определить: при какой цене будут достигнуты объемы продаж, позволяющие полностью возместить совокупные издержки и получить цел. сумму прибыли.
6) Устанавливается окончательная цена с учетом юридических норм, действующих в области ценообразования и психологических особенностей восприятия цены покупателями.
Структура и основные элементы цен.
Формирование розничной цены на товары народного потребления
Структура цен – процентное соотношение между различными элементами цены.
НДС является формой изъятия в бюджет части прироста стоимости, издерживаемой на всех стадиях производства, которая определяется как разница между стоимостью товара и стоимостью материальных затрат, относ-х на издержки. Сумма НДС для взноса в бюджет определяется как разница между суммой НДС, полученной от получателя, и суммой НДС, перечисленной поставщиком.
НДС-18% (15,25% - выделяется из цены)
Льготная НДС – 10%
Акциз – косвенный налог, включенный в отпускную цену предприятия; объектом налогообложения является стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам. Акцизы устанавливаются дифференцировано по видам товаров и взимаются с каждой единицы товара. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством и включает алкогольную продукцию, табак.
Классификация цен
1) По характеру обслуж-го оборота
- оптовые цены на продукцию промышленности
- закупочные цены на с/х продукцию
- цены на строительную продукцию (+сметная стоимость)
- розничные цены на товары народного потребления
- цены, обслуживающие внешний торговый оборот
- тарифы на перевозки
- тарифы на гл. услуги населения
2) По степени участия государства в регулировании цен:
-рыночные
-регулируемые
Рыночная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения между субъектами предпринимательской деятельности (свободные, монопольные, …)
Методы ухода от равнов-ой цены:
а) расширение ассортимента
б) улучшение качества и дизайна
в) выпуск новых видов продукции
Монопольные цены складываются в целях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Демпинговые цены – рыночные цены, специально заниженные одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен.
Регулируемые цены – складываются под воздействием государства.
а) прямое регулирование цен осуществляется через установление фиксируемых цен, предельного значения цены, коэффициентов
б) косвенное регулирование осуществляется путем изменения налогов и ставок по ним
Фиксированные цены представляют собой твердо устанавливаемое государством значение цен на определенный период времени.
Предельные цены – это цены, ограниченные верхним или нижним пределом сбытовых и торговых надбавок, уровнем рентаб.
3) По степени участия продавца в возмещении расходов на транспортировку продукции:
Система франкирования цен показывает до какого пункта по пути продвижения товара продавец возмещает транспортные расходы, включения их в цену.
Виды транспортных расходов, включенных в цену продукции
4) По времени действия:
- твердые цены (не меняются в течение действия контракта)
- текущие цены
- сезонные цены
- скользящие цены (устанавливаются на изделие с длит. сроком изготовления)
5) По территории действия:
- единые цены (природный газ, топливо-яд-го цикла, оборон.)
- региональные цены (природ. газ населению, электроэнергия, тв. топливо, оплата населением жилья и коммунальных услуг)