БЮДЖЕТ И НАЛОГИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Экономическое развитие – эволюция производительных сил общества и производственных отношений Экономическое развитие идёт, как правило, на базе расширенного производства.
Динамика экономического развития трудно измеряема и не всегда подаётся полной оценке. Примером показателей экономического развития могут быть показатели экономического роста и показатели качества жизни. Отсутствие экономического роста не есть отсутствие экономического развития.
Экономический рост может изменяться в физическом и стоимостном выражении.
Стоимостные показатели экономического роста решают проблему соизмеримости различных видов продукции, однако в этом случае появляется проблема выявления инфляционной составляющей При использовании натуральных показателей трудно решить проблему соизмерения..
Показателями экономического роста являются объёмы ВНП и ВВП , темпы их роста, а объем и темп роста национального дохода. Иногда в качестве показателей темпа роста используются показатели объема производства и темпа роста по отдельным отраслям производства и аналогичные показатели в расчете на душу населения.
Советская макроэкономическая теория экономического роста.
Эту теорию условно можно разбить на три этапа:
1) 30 –60 -е года – экономисты считали, что высокие темпы развития и роста, объективно присуще плавной экономики. Они основывалась на представлении о неограниченном росте источников сырья и рабочей силы. Это было отражение экстенсивного развития, по которому шла страна в первые пятилетки.
2) 60-70-е годы эта теория обосновала переход к интенсивному пути развития.
Основным фактором такого развития считался научно-технический прогресс. Началась реформирование экономики (1965 г. Косыгинские реформы), но реформы не пошла. Они были отторгнуты системой.
3) 80-е годы, теория нового качества экономического роста. По этой теории повышение темпов экономического роста должно сопровождаться:
· снижением трудовых, капитальных и материальных затрат, на базе внедрения ресурсных технологий.
· Создание продукции с высокими потребительскими свойствами.
· Должны были появиться социальные приоритеты экономического роста.
Однако и эти теоретически верные возрения не были реализованы командно-административной системой.
В Х1Х веке считали, что экономика существует только, как рыночная система. (Существует по Смиту “невидмая рука”). Современные экономисты считают, что для успеха функционирования экономики нужны и не рыночные регуляторы. Они необходимы для осуществления следующих функций:
· гарантий прав частной собственности
· производства так называемых общественных благ.
· для обеспечения конкурентной среды и борьбы с монополиями.
· для принятия мер против макроэкономических колебаний.
· для принятиям мер по корректировки рыночного распределения доходов.
· государство само становится организатором производства в стратегических и малоприбыльных отраслях.
Частные и государственные сектора обладают разной эффективностью: в частном неэффективность ведёт к потери собственной прибыли, а в государственном ложиться на плечи налогоплательщикам.
Для того, чтобы проводить свою деятельность государство должно иметь некие ресурсы: государственный доход получается за счёт налогов. Доходы и расходы государства объединены в понятие государственного бюджета. Если расходы больше доходов, то наблюдается дефицит государственного бюджета, когда дефицит накапливается и образуется государственный долг.
Если расходы меньше доходов, то имеется профицит бюджета.
Величена бюджетного дефицита не должна превышать более двух или трёх процентов ВНП.
Способы методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики
I. Способы:
1. Экономические;
2. Административные;
3. Судебные.
II. Методы:
1. Прямые:
а) ограничение чистого бизнеса;
б) государственное предпринимательство.
2. Косвенные:
а) кредитно-денежные;
б) налоговые (фискальная политика – фиск-казна);
в) бюджетные;
г) индикативное планирование.
III. Инструменты:
1. Для прямого регулирования:
а) лицензирование;
б) регистрация;
в) регламентация;
г) антимонопольные запреты;
д) лимиты цен;
е) квотирование;
ж) минимизация зарплаты
з) планы и программы;
и) стандарты;
к) государственные инвестиции
2.Для методов косвенного регулирования:
а) учетная ставка;
б) резервная ставка;
в) операции открытого рынка;
г) синьораж;
(df) Доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, инфляционный налог.
д) валютные интервенции;
е) кредитные льготы;
ж) налоговые ставки;
з) таможенные пошлины;
-
Восемьдесят процентов государственного бюджета наполняется за счёт налога.
Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Во всех государствах налоги выполняют следующие функции:
1) Фискальную.
2) Распределительную.
3) Стимулирующую.
4) Регулирующую.
Фискальная – формирует денежный запас для выполнения государственных функций.
Распределительная – при помощи налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения.
Стимулирующая функция заключается в том, что налоговыми ставками и льготами государство пытается стимулировать научно-технический прогресс, где это более важно.
Регулирующая функция заключается в изменении условий налогообложения для достижения неких поставленных государством целей.
Существуют три стратегии налогообложения:
1) Пропорциональная.
2) Прогрессивная.
3) Регрессивная.
Элементы процесса уплат
Принципы налогообложения:
1) Обязательство.
2) Стабильность основных видов налогов.
3) Равнонапряжённость – равномерное распределение налогового времени так, чтобы относительная налоговая нагрузка была равномерной.
Элементы процесса уплаты налогов:
1) «У источника» - изъятия налога до получения дохода у владельца.
2) «По декларации» – взимание налога после получения дохода владельцем.
3) По кадастру.
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги взымаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу .