БЮДЖЕТ И НАЛОГИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

Экономическое развитие – эволюция производительных сил общества и производственных отношений Экономическое развитие идёт, как правило, на базе расширенного производства.

Динамика экономического развития трудно измеряема и не всегда подаётся полной оценке. Примером показателей экономического развития могут быть показатели экономического роста и показатели качества жизни. Отсутствие экономического роста не есть отсутствие экономического развития.

Экономический рост может изменяться в физическом и стоимостном выражении.

Стоимостные показатели экономического роста решают проблему соизмеримости различных видов продукции, однако в этом случае появляется проблема выявления инфляционной составляющей При использовании натуральных показателей трудно решить проблему соизмерения..

Показателями экономического роста являются объёмы ВНП и ВВП , темпы их роста, а объем и темп роста национального дохода. Иногда в качестве показателей темпа роста используются показатели объема производства и темпа роста по отдельным отраслям производства и аналогичные показатели в расчете на душу населения.

Советская макроэкономическая теория экономического роста.

Эту теорию условно можно разбить на три этапа:

1) 30 –60 -е года – экономисты считали, что высокие темпы развития и роста, объективно присуще плавной экономики. Они основывалась на представлении о неограниченном росте источников сырья и рабочей силы. Это было отражение экстенсивного развития, по которому шла страна в первые пятилетки.

2) 60-70-е годы эта теория обосновала переход к интенсивному пути развития.

Основным фактором такого развития считался научно-технический прогресс. Началась реформирование экономики (1965 г. Косыгинские реформы), но реформы не пошла. Они были отторгнуты системой.

3) 80-е годы, теория нового качества экономического роста. По этой теории повышение темпов экономического роста должно сопровождаться:

· снижением трудовых, капитальных и материальных затрат, на базе внедрения ресурсных технологий.

· Создание продукции с высокими потребительскими свойствами.

· Должны были появиться социальные приоритеты экономического роста.

Однако и эти теоретически верные возрения не были реализованы командно-административной системой.

В Х1Х веке считали, что экономика существует только, как рыночная система. (Существует по Смиту “невидмая рука”). Современные экономисты считают, что для успеха функционирования экономики нужны и не рыночные регуляторы. Они необходимы для осуществления следующих функций:

· гарантий прав частной собственности

· производства так называемых общественных благ.

· для обеспечения конкурентной среды и борьбы с монополиями.

· для принятия мер против макроэкономических колебаний.

· для принятиям мер по корректировки рыночного распределения доходов.

· государство само становится организатором производства в стратегических и малоприбыльных отраслях.

Частные и государственные сектора обладают разной эффективностью: в частном неэффективность ведёт к потери собственной прибыли, а в государственном ложиться на плечи налогоплательщикам.

Для того, чтобы проводить свою деятельность государство должно иметь некие ресурсы: государственный доход получается за счёт налогов. Доходы и расходы государства объединены в понятие государственного бюджета. Если расходы больше доходов, то наблюдается дефицит государственного бюджета, когда дефицит накапливается и образуется государственный долг.

Если расходы меньше доходов, то имеется профицит бюджета.

Величена бюджетного дефицита не должна превышать более двух или трёх процентов ВНП.

Способы методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики

I. Способы:

1. Экономические;

2. Административные;

3. Судебные.

 

II. Методы:

1. Прямые:

а) ограничение чистого бизнеса;

б) государственное предпринимательство.

 

2. Косвенные:

а) кредитно-денежные;

б) налоговые (фискальная политика – фиск-казна);

в) бюджетные;

г) индикативное планирование.

 

III. Инструменты:

1. Для прямого регулирования:

а) лицензирование;

б) регистрация;

в) регламентация;

г) антимонопольные запреты;

д) лимиты цен;

е) квотирование;

ж) минимизация зарплаты

з) планы и программы;

и) стандарты;

к) государственные инвестиции

 

2.Для методов косвенного регулирования:

а) учетная ставка;

б) резервная ставка;

в) операции открытого рынка;

г) синьораж;

(df) Доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, инфляционный налог.

д) валютные интервенции;

е) кредитные льготы;

ж) налоговые ставки;

з) таможенные пошлины;

-

Восемьдесят процентов государственного бюджета наполняется за счёт налога.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Во всех государствах налоги выполняют следующие функции:

1) Фискальную.

2) Распределительную.

3) Стимулирующую.

4) Регулирующую.

Фискальная – формирует денежный запас для выполнения государственных функций.

Распределительная – при помощи налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения.

Стимулирующая функция заключается в том, что налоговыми ставками и льготами государство пытается стимулировать научно-технический прогресс, где это более важно.

Регулирующая функция заключается в изменении условий налогообложения для достижения неких поставленных государством целей.

Существуют три стратегии налогообложения:

1) Пропорциональная.

2) Прогрессивная.

3) Регрессивная.

Элементы процесса уплат

Принципы налогообложения:

1) Обязательство.

2) Стабильность основных видов налогов.

3) Равнонапряжённость – равномерное распределение налогового времени так, чтобы относительная налоговая нагрузка была равномерной.

Элементы процесса уплаты налогов:

1) «У источника» - изъятия налога до получения дохода у владельца.

2) «По декларации» – взимание налога после получения дохода владельцем.

3) По кадастру.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги взымаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу .