ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

Выделяют два вида: сбалансированная инфляция и несбалансированная. При первой цены различных това­ров относительно друг друга остаются низменными, а при второй — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Инфляция разделяется на ожидаемую и неожидаемую. Первая предсказывается и прогнозируется заранее, вторая — нет.

Инфляция по свободе цен подразделяется на открытую и подавленную. При открытой инфляции деятельность рыночного механизма хотя и затруднена, но сохраняется,

поэтому инфляционные процессы здесь протекают в их ес­тественной форме.

О подавленной инфляции следует сказать особо. Она порождена неверной деятельностью государства. Напри­мер, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработной платы на уровне, не пре­вышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.

По темпам роста цен инфляцию разделяют на три типа:

1. Умеренная (ползучая) — 10% в год.

2. Галопирующая — от 20% до 200% в год.

3. Гиперинфляция — 50% в месяц.

 

Первый тип инфляции (умеренная) наименее опасен и сопровождает развитие экономики практически всех стран. Темпы умеренной инфляции обычно не превышают 10% в год.

Второй тип (галопирующая инфляция) представляется ростом цен сотнями процентов в год.

Третий тип — гиперинфляция. Она представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значимой, что начинает доминиро­вать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а также перераспределения дохо­дов и богатства в обществе."

Гиперинфляцией считается такое положение, в услови­ях которого годовая норма инфляции превосходит уро­вень 1000%.

 

Инфляцию можно разделить на два вида: спроса и пред­ложения.

Первая (инфляция спроса) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее ре­ального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный посто­янный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Второй вид — инфляция предложения или издержек производства, где рост цен объясняется возрастанием из­держек источника инфляции, обусловленной ростом из­держек, — это увеличение заработной платы или повыше­ние цен на сырье и энергию.

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, так как правительство в данном случае встает пе­ред дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инф­ляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спада, который может вернуть к прежнему уров­ню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции — стагфляцию. Как известно, стагфляция — одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инф­ляцией предложения и спроса. А причинами является струк­турное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, так как у монополий нет стимулов для снижения издержек.

 

Способы измерения инфляции. Существует три спосо­ба измерения инфляции.

· Первый способ — измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления ин­декса берут соотношение между совокупной ценой опреде­ленного набора товаров и услуг («рыночной корзиной»), выражается в процентах.

· Второй способ определения силы инфляционных про­цессов — измерение темпов инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или квар­талы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вы­честь индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции полу­чится отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (па­дение цен).

· Третий способ — это вычисление «по правилу величи­ны 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уров­ня цен в процентах.

 

Инфляцию измеряют при помощи показателя, который называется темпом (уровнем) инфляции. Темп инфля­ции показывает рост (прирост) уровня цен и рассчитыва­ется с помощью индексов цен.

Темп инфляции в текущем году:

Темп инфляции =(I2-I1)/ I2*100%,

где I1 и I2 соответственно индексы цен за два сравниваемых года

Одной из серьезных проблем инфляции является нерав­номерность роста цен на различные товары. Если на одни товары цены могут сильно вырасти, то на другие они растут медленнее и с запозданием. Как правило, с наибольшим опоз­данием начинают расти ставки заработной платы.

 

 

Типовая задача 1:

Численность занятых составляет 90 млн. человек. Численность безработных – 10 млн. человек.

А) рассчитайте уровень безработицы;

Б) месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определить каковы теперь:

1) численность занятых;

2) количество безработных;

3) уровень безработицы.

 

Типовая задача 2:

В таблице приведены индексы цен по годам:

Год Индекс цен Уровень инфляции (в %)
- - - -

 

Рассчитайте уровень (темп) инфляции для каждого года. Использую «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен (в качестве знаменателя последовательно принимайте рассчитанные ранее темпы для каждого года).

 


МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВОКУПНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Совокупный спрос — это реальный объём национального производства, который потребители предприятия фирмы и правительство государств готовы купить при любом возможном уровне цен.

Анализ показал, что нисходящий характер кривой совокупного спроса нельзя объяснить эффектом дохода. Он вызван другими эффектами:

1) Эффект процентной ставки – когда уровень цен повышается то возрастают процентные ставки, что приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, а следовательно и совокупного спроса. Чем больше уровень цен, тем меньше уровень спроса.

2) Эффект богатства – при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность накопленных финансовых активов уменьшаются. В этом случае население сократит свои расходы и спрос упадёт.

3) Эффект импортных закупок – при повышении уровня отечественных цен уменьшается спрос со стороны зарубежных потребителей на данный товар.

Факторы смещающие кривую спроса вправо или влево:

1) Изменение потребительских расхолдов, которое в свою очередь зависит от:

· от благосостояния потребителей

· от ожидания потребителей

· от задолженостей потребителей

· от уровня налогообложения.

2) Изменение в инвестиционных расходах, которые в свою очередь зависят от:

· процентных ставок

· ожидаемой прибыли от инвестиций

· налоговой политики

· технологии

3) Изменение в государственных расходах.

4) Изменение в расходах на чистый объём экспорта, которые в сою очередь зависят от:

· национального дохода в зарубежных странах

· валютных курсов

Совокупное предложение показывает уровень реального объёма производства при каждом возможном уровне цен.

Форма кривой зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции а, следовательно, и с ценами;

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1 – кейнсианский, здесь есть недоиспользование ресурсов, безработица, производство может расти при неизменных ценах.

2 – промежуточный, в производстве появляются узкие места и соответственно используются менее совершенное оборудование, издержки увеличиваются, растут цены.

3 – вертикальный отрезок, полная занятость, реальный объём производства находится на максимальном уровне, если даже происходит рост уровня цен, в ответ производство не изменяется, поскольку все ресурсы уже задействованы.

Факторы сменяющие кривую предложения вправо и влево:

1) Изменение цен на ресурсы.

2) Наличие внутренних ресурсов.

3) Цены на импортные ресурсы.

4) Господство на рынке.

5) Изменение в производительности.

6) Изменение правовых норм, например, налогового законодательства и регламентированное государственное регулирование;

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложение определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.