Лекция по микроэкономике

«Эластичность спроса и предложения»

1.Эластичность спроса

2.Эластичность предложения

1.Эластичность -это степень реакции одной переменной величины в ответ на изменение другой величины связанной с первой переменной. Понятие эластичности ввел английский ученый Альфред Маршал в конце 19 века, но первые работы по проблеме эластичности принадлежат Джону Миллю.Экономический смысл эластичности заключается в том, что эластичность это способность спроса и предложения приспосабливаться или адаптироваться к изменившимся рыночным условиям. В математике эластичность - это отношение прироста функции (зависимой переменной) к приросту аргумента (то есть не зависимой переменной). Количественную меру эластичности выражает коэффициент эластичности. Коэффициент эластичности - это показатель, отражающий процентные изменения одной переменной в результате изменения другой переменной на 1 процент.

Коэффициент эластичности может изменяться от 0 до ∞.

Основной фактор, влияющий на спрос это цена товара, поэтому важнейший фактор эластичности - цена.

Виды эластичности спроса:

· эластичность спроса по цене (так же прямая эластичность.) Спрос эластичен по цене, если покупатель быстро реагирует на изменение цены. Если изменение цены влечет за собой такое же (процент) изменение спроса, то эластичность =1 и называется единичной эластичностью.

Формула эластичности: Eрd = (Изменение d в %) : Изменение цены

Ed= d / ∆ р

р

 

 

 


q q

Коэффициент эластичности определяет угол наклона графика спроса. Горизонтальная линия спроса свидетельствует об абсолютной эластичности Ed=∞. Вертикальная линия спроса свидетельствует об абсолютном не эластичном спросе.

Коэффициент эластичности всегда отрицательная величина, так как между ценой и спросом всегда существует обратная зависимость, а угол наклона спроса отрицательный. В расчетах важна абсолютная величина эластичности (по модулю). На разных участках функции спроса, эластичность может быть различной величиной.

р

 

 


q

· эластичность спроса по доходу, отражает зависимость изменения спроса от роста или уменьшения дохода

Eуd=d / ∆ у.

Этот коэффициент на практике используется для классификации товара по их качеству. Если эластичность спроса по доходу больше 0, то товар относится к категории нормальных товаров. С ростом доходов спрос на нормальные товары растет. Если коэффициент эластичности спроса по доходу меньше 0, то такой товар называется низкокачественным. С ростом дохода спрос на низкокачественные товары уменьшается.

Нормальные товары могут характеризоваться, как товары

-первой необходимости 0< Eуd<1

-второй необходимости Eуd=1

-предметы роскоши. Eуd>1

· перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает как изменяется спрос на товар А, в зависимости от изменения цены на товар Б. Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того как соотносятся товары А и Б. Если Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше 0 , то А и Б взаимозаменяемые товары. Если Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене меньше 0, то А и Б взаимодополняющие товары. Если Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене равен 0, то товары А и Б не зависят друг от друга.

Е а,в d= ∆ dа / ∆рв

На эластичность спроса влияют так же факторы:

- наличие товаров заменителей, чем больше у товара заменителей , тем выше эластичность спроса на данный товар.

- универсальность товара, чем более универсален товар, тем выше эластичность, чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса

- время, Спрос на товар тем более эластичен, чем больше период времени.

-доля расходов в бюджете потребителя на данный товар. Чем большую долю в бюджете потребителя занимают расходы на данный товар, тем выше эластичность спроса. Если же расходы на этот товар занимают в бюджете потребителя не значительную часть, то и эластичность будет не велика.

- уровень дохода потребителя. В зависимости от уровня дохода у различных потребителей эластичность спроса на один и тот же товар различна.

-консерватизм потребителей. Если потребитель считает данный товар жизненно необходимым, то эластичность спроса на данный товар будет низкой.

- невозможность отложить удовлетворение конкретной потребности. Цена букета 8 марта выше чем в другие дни.

· точечная эластичность спроса,

· дуговая эластичность спроса,