Основы теории спроса и предложения.

Лекция 3.

Функции государства в рыночной экономике

Для рынка характерны провалы или фиаско, то есть случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов:

1) разработка законодательства и правовых норм, обеспечивающих незыблемость права частной собственности и право потребителей на свободу предпринимательства и выбора;

2) антимонопольные мероприятия, поскольку государство должно защищать конкуренцию;

3) даже в условиях рынка недостигается эффективное распределение ресурсов по причине существования внешних эффектов, нейтрализация которых неподвластна ценовому механизму рынка;

4) производство общественных благ, поскольку частным фирмам их производить не выгодно: образование, детские дошкольные учреждения, лечебные учреждения, охрана правопорядка, вооруженные силы, ...

 

Вопросы:

1.Спрос

2.Предложение

3.Равновесная цена

4.Эластичность

 

1.

Спрос - это платежеспособная потребность. Между ценой и количеством реализованного товара существует определенная связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели (при прочих

равных условиях), тем выше на него спрос.

 

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

 

Кривая спроса - это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Закон спроса можно отображать в виде функции. Отрицательный наклон кривой спроса можно объяснить, исходя из эффектов дохода и замены. (Д)

 

Эффект дохода - при более низкой цене человек может себе позволить купить больше данного блага, не отказывав себе в приобретение каких либо других благ, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его

реальный доход увеличивается.

 

Эффект замены - при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми.

 

Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.

 

Функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов:

1) изменение доходов потребителей (J)

2) изменение вкусов и предпочтений (Z)

3) ценовые и дефицитные ожидания (W)

4) колебание расходов на рекламу (К)

5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom)

6) изменение количества покупателей (N)

 

Qd=f(P, J, Z, W, K, Psub, Pcom, N)

 

Рост доходов увеличивает спрос потребителя на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на него. Повышение цен на комплиментарное благо сокращает спрос на него.

 

2.

 

Предложение- зависимость величины предложения от цены прямая, чем выше цена, тем большее количество блага при прочих равных условиях готовы предложить производители.

 

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Кривая предложения показывает какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения можно записать в виде функции Qs=f(P)

 

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов:

1) цена факторов производства (Pr)

2) технология (К)

3) ценовые и дефицитные ожидания (W)

4) размеры налогов и субсидий (Т)

5) количество продавцов (N)

 

Qs=f(Pr, K, W, T, N)

 

3.

 

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены.

 

E - точка равновесия

 

4.