Монополия
II точка зрения бухгалтера
I точка зрения экономиста
Из-за разницы во взглядах на нормальную прибыль и квазиренту и между экономистом и бухгалтером существуют 2 позиции об издержках:
· Бухгалтерский учет: внешние пользователи
налоговая инспекция
· Управленческий учет: внутренние пользователи
менеджеры различного уровня
Однако случай 1не может длиться долго, в общество проникнут множество фирм, которые сведут квазиренту к нулю.
Случай 2:
Если SATC своей нижней точкой лежит выше MR,то фирма терпит убытки. Однако случай 2не может долго длиться, часть фирм уйдет из отрасли, объем продукции упадет, это приведет к повышению цены.
Т.О. в длительном периоде возникает случай 3.
Случай 3:
Т.О. в длительном периоде возникает долгосрочное равновесие в точке О и при этом выполняется равенство:
LMC=MR=P=LATS
Монополия – ситуация на рынке, при которой один производитель удовлетворяет потребности в товаре всех потребителей.
Монополист определяет объем продукции, которая будет выпущена согласно графику.
P= g-h*Q
TC= m+n*Q
Pk=g+n/2h
Qk=g-n/2h
MR – маржинальная выручка
ATC – средневаловые издержки
Монополист стремится выпустить столько продукции, чтобы попасть в точку К (точка Курно).
В точке К прибыль монополиста max. В точке К MC=MR. При монополии MR-падает, т.к. с увеличением Q монополист вынужден делать скидки и снижать цену, следовательно выручка будет ниже.
Размер квазиренты, которую получает монополист с точки К с 1 ед. продаваемой продукции.
Если монополист производит количество продукции Q1, то он попадает в область1, то он терпит убытки, т.к. слишком много постоянных издержек приходится на 1 ед. выпускаемой продукции, слабо действует закон опыта.
Если монополист производит количество продукции Q2, то он снова терпит убытки, т.к. увеличивает транспортные расходы, увеличивает расходы на менеджмент, продукции произведено слишком много и монополист вынужден продавать ее по заниженной цене.
При монополии цена образуется по правилу большого пальца.
MC –маржинальные издержки
-эластичность спроса ценовая
Власть монополии на рынке определяется согласно показателю АБА ЛЕРНЕРА:
L – Показатель Лернера
При монополии происходит захват части потребительского излишка.
Монополист производит захват потребительского излишка с помощью ценовой дискриминации.
Виды дискриминации:
1) Совершенная ценовая – монополист стремится назначить каждому покупателю свою собственную цену.
2) По объему потребления – чем больше потребляешь, тем дешевле обходится единица товара, начиная с N-ой.
3) По времени года и времени суток.
4) По категориям товара.
5) По категориям покупателей.
6) При монополии.
7) По половому признаку.