Монополия

II точка зрения бухгалтера

I точка зрения экономиста

 

Из-за разницы во взглядах на нормальную прибыль и квазиренту и между экономистом и бухгалтером существуют 2 позиции об издержках:

· Бухгалтерский учет: внешние пользователи

налоговая инспекция

· Управленческий учет: внутренние пользователи

менеджеры различного уровня

Однако случай 1не может длиться долго, в общество проникнут множество фирм, которые сведут квазиренту к нулю.

 

Случай 2:

 

 

Если SATC своей нижней точкой лежит выше MR,то фирма терпит убытки. Однако случай 2не может долго длиться, часть фирм уйдет из отрасли, объем продукции упадет, это приведет к повышению цены.

Т.О. в длительном периоде возникает случай 3.

Случай 3:

 

 

Т.О. в длительном периоде возникает долгосрочное равновесие в точке О и при этом выполняется равенство:

LMC=MR=P=LATS

Монополия – ситуация на рынке, при которой один производитель удовлетворяет потребности в товаре всех потребителей.

Монополист определяет объем продукции, которая будет выпущена согласно графику.

 

 

 

P= g-h*Q

TC= m+n*Q

Pk=g+n/2h

Qk=g-n/2h

MR – маржинальная выручка

ATC – средневаловые издержки

Монополист стремится выпустить столько продукции, чтобы попасть в точку К (точка Курно).

В точке К прибыль монополиста max. В точке К MC=MR. При монополии MR-падает, т.к. с увеличением Q монополист вынужден делать скидки и снижать цену, следовательно выручка будет ниже.

 

Размер квазиренты, которую получает монополист с точки К с 1 ед. продаваемой продукции.

Если монополист производит количество продукции Q1, то он попадает в область1, то он терпит убытки, т.к. слишком много постоянных издержек приходится на 1 ед. выпускаемой продукции, слабо действует закон опыта.

 

Если монополист производит количество продукции Q2, то он снова терпит убытки, т.к. увеличивает транспортные расходы, увеличивает расходы на менеджмент, продукции произведено слишком много и монополист вынужден продавать ее по заниженной цене.

При монополии цена образуется по правилу большого пальца.

MC –маржинальные издержки

-эластичность спроса ценовая

Власть монополии на рынке определяется согласно показателю АБА ЛЕРНЕРА:

L – Показатель Лернера

При монополии происходит захват части потребительского излишка.

Монополист производит захват потребительского излишка с помощью ценовой дискриминации.

Виды дискриминации:

1) Совершенная ценовая – монополист стремится назначить каждому покупателю свою собственную цену.

2) По объему потребления – чем больше потребляешь, тем дешевле обходится единица товара, начиная с N-ой.

3) По времени года и времени суток.

4) По категориям товара.

5) По категориям покупателей.

6) При монополии.

7) По половому признаку.