Три случая, в которые попадает фирма, работающая при совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция

Ситуация на рынке, при которой выполняются следующие условия:

1. Существует множество продавцов и покупателей и ни один из них не оказывает существенного влияния на рыночную цену и объемы продаж.

2. Каждый продавец продает гомогенный (одинаковый) продукт.

3. Никаких существенных ограничений спроса, предложения или цены не существует.

4. Существует свободный вход на рынок и выход из него.

5. Каждый продавец и покупатель владеют правильной и полной информацией о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке.

 

Совершенную конкуренцию описывают моделью «Крест или ножницами Маршалла»:

 

 

 

Согласно Вальрасу при избытке товара возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы снижают цену по мере снижения цены => V спроса увеличивается, а V предложения снижается.

До тех пор пока не установится равновесие в точке 0, когда цена возрастает до P1.

Если P понижается до Р2, то спрос больше предложения, предприниматель повышает Р и график возвращается в точку О.

В отличие от Вальраса, который считал, что рыночные цены совершенно гибкие и мгновенно реагируют на изменение конъюнктура ( ситуации на рынке)

Альфред Маршалл считал, что цены недостаточно гибки. В результате возникают диспропорции между спросом и предложением.

Объем рыночных сделок быстрее реагируют на эти диспропорции, чем цены.

Точка зрения Вальраса соответствует условиям совершенной конкуренции.

Точка зрения Альфреда Маршалла – условием несовершенной конкуренции в коротком периоде.

 

 

Случай 1:

SMC - маржинальные издержки в короткий период времени.

SATC-средне валовые издержки в коротком периоде времени.

MR-выручка.

 

 

В условиях совершенной конкуренции Р=MR – весь товар будет продан по заявленной цене – скидок не будет (кроме потери товарного вида)

 

Если STC в своей нижней точке ниже MR, то фирма получает не только нормальную прибыль, но и квазиренту.

Однако случай 1 не может длиться долго, в отрасль проникнет много фирм, которые сведут квазиренту к 0.

Нормальная прибыль - минимально необходимая прибыль для того, чтобы фирма осталась в данной отрасли. Все современное производство расширенное.

Простое воспроизводство - воспроизводство, когда размеры производства, кол-во применяемых факторов, объем выпускаемой продукции, ее кол-во не меняются.

Расширенное воспроизводство - изменение: увеличивается кол-во продукции, кол-во факторов производства, размеры производства, качество продукции.

За счет нормальной прибыли идет финансирование расширенного производства.

 

 

Существуют 2 точки зрения на нормальную прибыль и квазиренту.