Три случая, в которые попадает фирма, работающая при совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция
Ситуация на рынке, при которой выполняются следующие условия:
1. Существует множество продавцов и покупателей и ни один из них не оказывает существенного влияния на рыночную цену и объемы продаж.
2. Каждый продавец продает гомогенный (одинаковый) продукт.
3. Никаких существенных ограничений спроса, предложения или цены не существует.
4. Существует свободный вход на рынок и выход из него.
5. Каждый продавец и покупатель владеют правильной и полной информацией о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке.
Совершенную конкуренцию описывают моделью «Крест или ножницами Маршалла»:
Согласно Вальрасу при избытке товара возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы снижают цену по мере снижения цены => V спроса увеличивается, а V предложения снижается.
До тех пор пока не установится равновесие в точке 0, когда цена возрастает до P1.
Если P понижается до Р2, то спрос больше предложения, предприниматель повышает Р и график возвращается в точку О.
В отличие от Вальраса, который считал, что рыночные цены совершенно гибкие и мгновенно реагируют на изменение конъюнктура ( ситуации на рынке)
Альфред Маршалл считал, что цены недостаточно гибки. В результате возникают диспропорции между спросом и предложением.
Объем рыночных сделок быстрее реагируют на эти диспропорции, чем цены.
Точка зрения Вальраса соответствует условиям совершенной конкуренции.
Точка зрения Альфреда Маршалла – условием несовершенной конкуренции в коротком периоде.
Случай 1:
SMC - маржинальные издержки в короткий период времени.
SATC-средне валовые издержки в коротком периоде времени.
MR-выручка.
В условиях совершенной конкуренции Р=MR – весь товар будет продан по заявленной цене – скидок не будет (кроме потери товарного вида)
Если STC в своей нижней точке ниже MR, то фирма получает не только нормальную прибыль, но и квазиренту.
Однако случай 1 не может длиться долго, в отрасль проникнет много фирм, которые сведут квазиренту к 0.
Нормальная прибыль - минимально необходимая прибыль для того, чтобы фирма осталась в данной отрасли. Все современное производство расширенное.
Простое воспроизводство - воспроизводство, когда размеры производства, кол-во применяемых факторов, объем выпускаемой продукции, ее кол-во не меняются.
Расширенное воспроизводство - изменение: увеличивается кол-во продукции, кол-во факторов производства, размеры производства, качество продукции.
За счет нормальной прибыли идет финансирование расширенного производства.
Существуют 2 точки зрения на нормальную прибыль и квазиренту.