Содружество Независимых Государств


Азербайджан,

Армения,

Беларусь,

Грузия,

Казахстан,

Кыргызстан,

Молдова,

Российская Федерация,

Таджикистан,

Туркмения,

Украина,

Узбекистан.


Структура органов СНГ

  • Совет глав государств;
  • Совет министров иностранных дел;
  • Совет министров обороны;
  • Совет командующих погранвойсками;
  • Межпарламентская ассамблея;
  • Экономический суд;
  • 60 отраслевых и прочих органов.

СНГ – объективная основа

§ Совместный ресурсный потенциал (20% запасов нефти, 25% запасов угля, 40% природного газа, 25% запасов леса);

§ Обладают одним из крупнейших рынков сбыта для товаров и услуг;

§ Являются взаимным источником инвестиций, инноваций и трудовых ресурсов;

Этапы развития СНГ

  • 1991-1994гг. этап становления СНГ;
  • 1994 -1998гг. этап создания правовой базы СНГ;
  • 1999г. - создание субрегиональных группировок.
  • В 2008 году решением глав правительств принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Цель – сохранение и развитие СНГ как интеграционной группировки.

Первый этап

§ Необходимо завершить работу над Договором о создании многосторонней зоны свободной торговли СНГ. Он позволит зафиксировать обязательства сторон, приемлемые для стран сегодня;

§ Вторая задача – интегрированное экономическое пространство.

Создание интегрированного экономического пространства

  • Нормативный блок – создание элементов экономического союза, непротиворечивость совместных инструментов и норм экономического регулирования;
  • Проектный блок – вертикальные опоры, которые будут фиксировать практические результаты интеграционного процесса.

Первоочередные меры

  • Урегулирование вопросов трудовой миграции;
  • Содействие инновациям;
  • Совершенствование инфраструктуры (финансовой и транспортной);
  • Обеспечение безопасности и эффективности аграрного рынка;
  • Создание работоспособных институтов реализации проектов СНГ.

Разноскоростная интеграция

  • Наивысшая степень интеграции – Россия и Белоруссия;
  • Высокая степень интеграции – ЕврАзЭС;
  • Средняя степень интеграции – СНГ;
  • Низкая степень интеграции – Россия и Прибалтийские государства.

Факторы дезинтеграции

  • Разобщенность политических сил;
  • Серьезные различия в схемах перехода к рынку;
  • Евроатлантические структуры не желают усиления славянского фактора в Европе.

Интеграция России и Белоруссии

  • 1996 г. – договор о создании Сообщества РФ и Белоруссии;
  • 1997 г.- соглашение о создании Союза России и Белоруссии
  • 1999 г. - договор о создании Союзного государства России и Белоруссии
  • 1999 г. - принятие Программы действий по реализации положений договора о создании Союзного государства.
  • 1995 г. соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана;
  • 1996г. присоединилась Киргизия;
  • 1999г. присоединился Таджикистан;
  • Цель – обеспечить социально-экономический прогресс стран- участниц путем устранения препятствий для свободного экономического взаимодействия.

Этапы

  1. Предполагалось полностью отменить тарифные и количественные ограничения, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы;
  2. Намечалось объединить таможенные территории с перенесением таможенного контроля на внешние границы.

Промежуточные результаты

  • Отменен таможенный контроль на границе с Белоруссией;
  • Введен упрощенный порядок контроля на российско-казахстанской границе;
  • Ликвидированы тарифные ограничения во взаимной торговле;
  • Унификация импортных тарифов.

Трудности

  • Кризис 1998г.;
  • В 2000г. РФ восстановила таможенный контроль и оформление товаров из Белоруссии;
  • В 2000г Белоруссия ввела таможенное оформление товаров, ввозимых через территорию РФ;
  • В 2001г. РФ восстановила полноценную таможенную границу с Казахстаном.

Новый этап

В 2000г. в Астане подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в соответствии с которым таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию.

Основные аспекты договора

  • Цель – формирование единого экономического пространства в Евразии.
  • Институциональная структура;
  • Механизм принятия решений;
  • Механизм финансирования;
  • Механизм правоспособности.

Несмотря на принимаемые документы и решения, направленные на формирование таможенного союза к середине 2000-х годов страны-участницы Сообщества мало продвинулись по этому пути.

Саммит стран-участниц ЕврАзЭС в 2006г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза в рамках трех государств с последующим постепенным расширением его состава.

Проблемы

  • Низкая доля взаимной торговли и инвестиций;
  • Доминирование во взаимной торговле продукции первичного сектора и металлов;
  • Низкая интенсивность взаимодействия между Белоруссией и Казахстаном;
  • Внутренний рынок РФ слабо выполняет свою интегрирующую функцию.

Современный этап

  • С 1 января 2010г. Таможенный союз заработал.
  • Введены единые тарифное и нетарифное регулирование;
  • Введен в действие Единый таможенный тариф, а также механизмы применения тарифных квот, система преференций;

Положительные аспекты

  • В результате усиления конкуренции цены снижаются;
  • Снижение трансакционных издержек ведения бизнеса;
  • Создание новой транспортно-логистической инфраструктуры;
  • Совершенствование таможенного регулирования.

Отрицательные аспекты

  • Расхождения в национальных законодательствах;
  • Неудовлетворительное выполнение принимаемых решений;
  • Пробелы связанные с сертификацией товаров;
  • Усиление бюрократической составляющей таможенного оформления товаров.

Единое экономическое пространство

  • План действий по формированию ЕЭП утвержден решением в 2009 г.
  • Первый пакет документов введен в действие с 1 июля 2011 г.
  • Второй пакет – начнет действовать с 1 января 2012 г. – это будет означать завершение формирования ЕЭП.

Основные блоки документов:

  • Соглашения, по реализации «четырех свобод»;
  • Соглашения по унификации правил конкуренции и норм хозяйственного регулирования;
  • Согласование макроэкономической и валютной политики;
  • Создание единых правил функционирования отраслевых рынков.

 

Тема 5. Международные валютно-финансовые отношения

1. Понятие национальной валютной системы.

МВФО – это международные общественные отношения, которые складываются при функционировании валюты за рубежом.

Виды валютных систем:

§ Национальная валютная система

§ Региональная валютная система

§ Мировая валютная система

Национальна валютная система (НВС) - форма организации и регулирования валютных отношений на основе национального законодательства и международных соглашений.

Элементы национальной валютной системы:

  • Национальная валюта - это узаконенная денежная единица данной страны.

«Долларизация» национальной экономики – это процесс замещения иностранной валютой ряда (или всех) функций национальной.

Виды «долларизации»:

ü Официальная (полная или де-юре): законодательно оформленное признание правительством исключительного статуса иностранной валюты в качестве законного платежного средства по отношению к национальной;

ü Полуофициальная (теневая или де-факто): иностранная валюта широко используется в экономике, но при этом она выступает второстепенным платежным средством.

В зависимости от функций

  • Долларизация платежей – иностранная валюта используется как платежное средство;
  • Финансовая долларизация – резиденты страны владеют финансовыми активами в иностранной валюте;
  • Реальная долларизация – цены и заработная плата устанавливаются в иностранной валюте.

Динамика

  • В России в 1990-х гг. доллар замещал почти все функции рубля – неофициальная долларизация.
  • В период с 2003 г. в России наблюдается процесс дедолларизации – устойчивое снижение уровня долларизации национальной экономики.

Резервная валюта (ключевая) – это национальная валюта ведущих стран мира, которая выполняет следующие функции:

1. Является международным платежным средством;

2. Является основой для определения курса национальных валют;

3. Является основой формирования валютных резервов стран;

4. Является основой для проведения валютных интервенций (воздействие ЦБ страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты).

§ Конвертируемость валюты - это степень «обмениваемости» валюты данной страны на иностранную валюту;

Виды конвертируемости валют:

§ Классическая;

§ Ограниченная;

§ Внутренняя;

§ Внешняя;

§ По Уставу МВФ (статья 8) валюта конвертируема, если она выполняет требования:

§ Страна не должна использовать валютные ограничения при расчетах по текущим операциям (срок до 180 дней). Не использовать валютную дискриминация .

§ Золото - валютные резервы страны;

§ Национальный рынок золота;

§ Валютный курс.

Определения валютного курса

§ соотношение обмена одной валюты на другую;

§ цена одной денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран;

§ коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения;

§ показатель внешней конкурентоспособности страны.

Методы расчета валютного курса

§ метод прямой котировки (за единицу берется иностранная валюта);

§ метод косвенной (обратной) котировки (за единицу берется национальная валюта).

Виды валютного курса:

С учетом инфляции:

§ номинальный (рыночный курс) отражает текущее соотношение двух валют;

§ реальный (с учетом инфляции) отражает соотношение цен на товары в двух странах.

R(реальный валютный курс)=e(номинальный валютных курс)*(P(стоимость потребительской корзины в данной стране)/P* (стоимость потребительской корзины за рубежом))

В зависимости от назначения:

§ официальный (используется для валютных операций государства) устанавливается ЦБ на основе процедуры фиксинга по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ -РТС);

§ рыночный (устанавливается на биржах или при межбанковской торговле) складывается под влиянием спроса и предложения.

В зависимости от субъекта:

§ курс покупателя (устанавливают коммерческие банки при покупке иностранной валюты) – бит;

§ курс продавца (устанавливают коммерческие банки при продаже иностранной валюты) – офер;

§ средний курс (используется дилерами) только в рамках валютных спекуляции;

§ кросс-курс (курс двух валют, который устанавливается/рассчитывается ЦБ страны на основе соотношения валют с третий валютой).

Режимы валютного курса

Валютный режим - система правил, в соответствии с которыми ЦБ обменивает валюты внутри страны.

Фиксированный курс (валютный совет) предполагает, что государство на законодательной основе фиксирует валютный курс национальной валюты в определенной точке, и с помощью валютных интервенций поддерживает данное значение. Имеет ряд преимуществ: стабильный валютный рынок; резко снижается валютная спекуляция. Недостаток: для поддержания данного режима государство должно тратить валютные резервы. Используется редко.

§ к курсу мировых резервных валют;

§ к валютному композиту (коллективным валютам);

§ Относительно официальной цены золота (сегодня золото не фиксируется к курсу).

Плавающий (гибкий) курс

§ свободно плавающий курс (режим, при котором курс складывается под влиянием только спроса и предложения) самый распространенный;

§ Управляемое («грязное») плавание (режим, при котором ЦБ страны с помощью валютных интервенций корректирует динамику валютного курса). В России.

Ограниченно гибкий валютный курс

§ курс целевой зоны (валютный коридор – государство на законодательной основе определяет пределы колебания валютного курса) в России с 94-98 года; виды валютного коридора: ниспадающий, горизонтальный, возрастающий/вертикальный;

§ гибридная система валютных курсов «европейская валютная змея» доклад (совместное плавание национальных валют нескольких стран).

Факторы, влияющие на динамику валютного курса:

§ Спрос и предложение валюты на валютном рынке, только в свободно плавающем режиме;

§ Макроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП, НД);

§ Уровень инфляции в стране (чем выше тем инфляции в стране, тем ниже курс национальной валюты);

§ Состояние торгового баланса страны (активный или пассивный) если торговый баланс активен, то национальная валюта укрепляется/расти, если же торговый баланс пассивен, то курс национальной валюты снижается;

§ Разница процентных ставок в различных странах (банковский процент) чем выше банковский процент в стране, тем выше курс национальной валюты. Инвестиционно-привлекательная страна

§ Степень использования определенной валюты в региональных и международных расчетах. Чем выше степень использования, тем выше курс

§ Валютная политика государства (режим, который выбирает государство).

§ Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции (один из важнейших факторов) дестабилизирующий фактор на валютные курсы.

§ Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках.

Влияние изменений валютного курса на экономику страны:

  1. на торговлю: снижение курса национальной валюты ведет к увеличению экспорта и сокращению импорта, иностранные инвестиции становятся невыгодными; повышение курса ведет к увеличению импорта, сокращению экспорта, росту цен и развитию национального производства;
  2. на внешний долг: снижение валютного курса ведет к увеличению тяжести внешних долгов, и наоборот;
  3. на торговый баланс – аналогично п. 1;

Компоненты золото - валютных резервов страны:

§ официальные резервы в золоте (сокращение золота в золотовалютных резервах, особенно в развитых странах). Номинированы в резервных валютах;

§ валютные резервы страны;

§ счета в СДР (специальные права заимствования) – новая форма мировых счетных денег;

§ резервная позиция в Международном валютном фонде (право страны на получение беспроцентного кредита в МВФ в размере кредитной доли (объем взноса, которую делает страна в МВФ)).

Функции ЗВР

§ Источник финансирования дефицита торгового баланса (середина XX в рамках Бреттон – Вудской системы);

§ Источник погашения внешней государственной задолженности (1982 году разразился кризис международной задолженности); чем выше объем ЗВС , тем выше кредитный рейтинг страны

§ Источник валютных интервенций;

§ Страховой фонд страны (форс-мажорные ситуации);

§ Источник прибыли государства (малозначительная, приносит прибыль, если ЗВС достаточно объемные).

Максимальная граница:

Альтернативные издержки

Издержки хранения

Минимальная граница Критерии достаточности ЗВС:

§ «Правило трехмесячного покрытия импорта» базовый; резервов достаточно, если страна в течении 3 месяцев может оплачивать импорт в условиях резкого снижения экпортной выручке; Правило 6-ти и даже в некоторых странах 7мимесячного покрытия импорта.

§ Критерий «Редди» 1998г. Резервов достаточно, если страна может погашать свою краткосрочную задолженность;

§ Критерий «Гвидотти» резервов достаточно, если страна в течение года не прибегает к внешним заимствованиям;