Содружество Независимых Государств
Азербайджан,
Армения,
Беларусь,
Грузия,
Казахстан,
Кыргызстан,
Молдова,
Российская Федерация,
Таджикистан,
Туркмения,
Украина,
Узбекистан.
Структура органов СНГ
- Совет глав государств;
- Совет министров иностранных дел;
- Совет министров обороны;
- Совет командующих погранвойсками;
- Межпарламентская ассамблея;
- Экономический суд;
- 60 отраслевых и прочих органов.
СНГ – объективная основа
§ Совместный ресурсный потенциал (20% запасов нефти, 25% запасов угля, 40% природного газа, 25% запасов леса);
§ Обладают одним из крупнейших рынков сбыта для товаров и услуг;
§ Являются взаимным источником инвестиций, инноваций и трудовых ресурсов;
Этапы развития СНГ
- 1991-1994гг. этап становления СНГ;
- 1994 -1998гг. этап создания правовой базы СНГ;
- 1999г. - создание субрегиональных группировок.
- В 2008 году решением глав правительств принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Цель – сохранение и развитие СНГ как интеграционной группировки.
Первый этап
§ Необходимо завершить работу над Договором о создании многосторонней зоны свободной торговли СНГ. Он позволит зафиксировать обязательства сторон, приемлемые для стран сегодня;
§ Вторая задача – интегрированное экономическое пространство.
Создание интегрированного экономического пространства
- Нормативный блок – создание элементов экономического союза, непротиворечивость совместных инструментов и норм экономического регулирования;
- Проектный блок – вертикальные опоры, которые будут фиксировать практические результаты интеграционного процесса.
Первоочередные меры
- Урегулирование вопросов трудовой миграции;
- Содействие инновациям;
- Совершенствование инфраструктуры (финансовой и транспортной);
- Обеспечение безопасности и эффективности аграрного рынка;
- Создание работоспособных институтов реализации проектов СНГ.
Разноскоростная интеграция
- Наивысшая степень интеграции – Россия и Белоруссия;
- Высокая степень интеграции – ЕврАзЭС;
- Средняя степень интеграции – СНГ;
- Низкая степень интеграции – Россия и Прибалтийские государства.
Факторы дезинтеграции
- Разобщенность политических сил;
- Серьезные различия в схемах перехода к рынку;
- Евроатлантические структуры не желают усиления славянского фактора в Европе.
Интеграция России и Белоруссии
- 1996 г. – договор о создании Сообщества РФ и Белоруссии;
- 1997 г.- соглашение о создании Союза России и Белоруссии
- 1999 г. - договор о создании Союзного государства России и Белоруссии
- 1999 г. - принятие Программы действий по реализации положений договора о создании Союзного государства.
- 1995 г. соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана;
- 1996г. присоединилась Киргизия;
- 1999г. присоединился Таджикистан;
- Цель – обеспечить социально-экономический прогресс стран- участниц путем устранения препятствий для свободного экономического взаимодействия.
Этапы
- Предполагалось полностью отменить тарифные и количественные ограничения, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы;
- Намечалось объединить таможенные территории с перенесением таможенного контроля на внешние границы.
Промежуточные результаты
- Отменен таможенный контроль на границе с Белоруссией;
- Введен упрощенный порядок контроля на российско-казахстанской границе;
- Ликвидированы тарифные ограничения во взаимной торговле;
- Унификация импортных тарифов.
Трудности
- Кризис 1998г.;
- В 2000г. РФ восстановила таможенный контроль и оформление товаров из Белоруссии;
- В 2000г Белоруссия ввела таможенное оформление товаров, ввозимых через территорию РФ;
- В 2001г. РФ восстановила полноценную таможенную границу с Казахстаном.
Новый этап
В 2000г. в Астане подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в соответствии с которым таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию.
Основные аспекты договора
- Цель – формирование единого экономического пространства в Евразии.
- Институциональная структура;
- Механизм принятия решений;
- Механизм финансирования;
- Механизм правоспособности.
Несмотря на принимаемые документы и решения, направленные на формирование таможенного союза к середине 2000-х годов страны-участницы Сообщества мало продвинулись по этому пути.
Саммит стран-участниц ЕврАзЭС в 2006г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза в рамках трех государств с последующим постепенным расширением его состава.
Проблемы
- Низкая доля взаимной торговли и инвестиций;
- Доминирование во взаимной торговле продукции первичного сектора и металлов;
- Низкая интенсивность взаимодействия между Белоруссией и Казахстаном;
- Внутренний рынок РФ слабо выполняет свою интегрирующую функцию.
Современный этап
- С 1 января 2010г. Таможенный союз заработал.
- Введены единые тарифное и нетарифное регулирование;
- Введен в действие Единый таможенный тариф, а также механизмы применения тарифных квот, система преференций;
Положительные аспекты
- В результате усиления конкуренции цены снижаются;
- Снижение трансакционных издержек ведения бизнеса;
- Создание новой транспортно-логистической инфраструктуры;
- Совершенствование таможенного регулирования.
Отрицательные аспекты
- Расхождения в национальных законодательствах;
- Неудовлетворительное выполнение принимаемых решений;
- Пробелы связанные с сертификацией товаров;
- Усиление бюрократической составляющей таможенного оформления товаров.
Единое экономическое пространство
- План действий по формированию ЕЭП утвержден решением в 2009 г.
- Первый пакет документов введен в действие с 1 июля 2011 г.
- Второй пакет – начнет действовать с 1 января 2012 г. – это будет означать завершение формирования ЕЭП.
Основные блоки документов:
- Соглашения, по реализации «четырех свобод»;
- Соглашения по унификации правил конкуренции и норм хозяйственного регулирования;
- Согласование макроэкономической и валютной политики;
- Создание единых правил функционирования отраслевых рынков.
Тема 5. Международные валютно-финансовые отношения
1. Понятие национальной валютной системы.
МВФО – это международные общественные отношения, которые складываются при функционировании валюты за рубежом.
Виды валютных систем:
§ Национальная валютная система
§ Региональная валютная система
§ Мировая валютная система
Национальна валютная система (НВС) - форма организации и регулирования валютных отношений на основе национального законодательства и международных соглашений.
Элементы национальной валютной системы:
- Национальная валюта - это узаконенная денежная единица данной страны.
«Долларизация» национальной экономики – это процесс замещения иностранной валютой ряда (или всех) функций национальной.
Виды «долларизации»:
ü Официальная (полная или де-юре): законодательно оформленное признание правительством исключительного статуса иностранной валюты в качестве законного платежного средства по отношению к национальной;
ü Полуофициальная (теневая или де-факто): иностранная валюта широко используется в экономике, но при этом она выступает второстепенным платежным средством.
В зависимости от функций
- Долларизация платежей – иностранная валюта используется как платежное средство;
- Финансовая долларизация – резиденты страны владеют финансовыми активами в иностранной валюте;
- Реальная долларизация – цены и заработная плата устанавливаются в иностранной валюте.
Динамика
- В России в 1990-х гг. доллар замещал почти все функции рубля – неофициальная долларизация.
- В период с 2003 г. в России наблюдается процесс дедолларизации – устойчивое снижение уровня долларизации национальной экономики.
Резервная валюта (ключевая) – это национальная валюта ведущих стран мира, которая выполняет следующие функции:
1. Является международным платежным средством;
2. Является основой для определения курса национальных валют;
3. Является основой формирования валютных резервов стран;
4. Является основой для проведения валютных интервенций (воздействие ЦБ страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты).
§ Конвертируемость валюты - это степень «обмениваемости» валюты данной страны на иностранную валюту;
Виды конвертируемости валют:
§ Классическая;
§ Ограниченная;
§ Внутренняя;
§ Внешняя;
§ По Уставу МВФ (статья 8) валюта конвертируема, если она выполняет требования:
§ Страна не должна использовать валютные ограничения при расчетах по текущим операциям (срок до 180 дней). Не использовать валютную дискриминация .
§ Золото - валютные резервы страны;
§ Национальный рынок золота;
§ Валютный курс.
Определения валютного курса
§ соотношение обмена одной валюты на другую;
§ цена одной денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран;
§ коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения;
§ показатель внешней конкурентоспособности страны.
Методы расчета валютного курса
§ метод прямой котировки (за единицу берется иностранная валюта);
§ метод косвенной (обратной) котировки (за единицу берется национальная валюта).
Виды валютного курса:
С учетом инфляции:
§ номинальный (рыночный курс) отражает текущее соотношение двух валют;
§ реальный (с учетом инфляции) отражает соотношение цен на товары в двух странах.
R(реальный валютный курс)=e(номинальный валютных курс)*(P(стоимость потребительской корзины в данной стране)/P* (стоимость потребительской корзины за рубежом))
В зависимости от назначения:
§ официальный (используется для валютных операций государства) устанавливается ЦБ на основе процедуры фиксинга по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ -РТС);
§ рыночный (устанавливается на биржах или при межбанковской торговле) складывается под влиянием спроса и предложения.
В зависимости от субъекта:
§ курс покупателя (устанавливают коммерческие банки при покупке иностранной валюты) – бит;
§ курс продавца (устанавливают коммерческие банки при продаже иностранной валюты) – офер;
§ средний курс (используется дилерами) только в рамках валютных спекуляции;
§ кросс-курс (курс двух валют, который устанавливается/рассчитывается ЦБ страны на основе соотношения валют с третий валютой).
Режимы валютного курса
Валютный режим - система правил, в соответствии с которыми ЦБ обменивает валюты внутри страны.
Фиксированный курс (валютный совет) предполагает, что государство на законодательной основе фиксирует валютный курс национальной валюты в определенной точке, и с помощью валютных интервенций поддерживает данное значение. Имеет ряд преимуществ: стабильный валютный рынок; резко снижается валютная спекуляция. Недостаток: для поддержания данного режима государство должно тратить валютные резервы. Используется редко.
§ к курсу мировых резервных валют;
§ к валютному композиту (коллективным валютам);
§ Относительно официальной цены золота (сегодня золото не фиксируется к курсу).
Плавающий (гибкий) курс
§ свободно плавающий курс (режим, при котором курс складывается под влиянием только спроса и предложения) самый распространенный;
§ Управляемое («грязное») плавание (режим, при котором ЦБ страны с помощью валютных интервенций корректирует динамику валютного курса). В России.
Ограниченно гибкий валютный курс
§ курс целевой зоны (валютный коридор – государство на законодательной основе определяет пределы колебания валютного курса) в России с 94-98 года; виды валютного коридора: ниспадающий, горизонтальный, возрастающий/вертикальный;
§ гибридная система валютных курсов «европейская валютная змея» доклад (совместное плавание национальных валют нескольких стран).
Факторы, влияющие на динамику валютного курса:
§ Спрос и предложение валюты на валютном рынке, только в свободно плавающем режиме;
§ Макроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП, НД);
§ Уровень инфляции в стране (чем выше тем инфляции в стране, тем ниже курс национальной валюты);
§ Состояние торгового баланса страны (активный или пассивный) если торговый баланс активен, то национальная валюта укрепляется/расти, если же торговый баланс пассивен, то курс национальной валюты снижается;
§ Разница процентных ставок в различных странах (банковский процент) чем выше банковский процент в стране, тем выше курс национальной валюты. Инвестиционно-привлекательная страна
§ Степень использования определенной валюты в региональных и международных расчетах. Чем выше степень использования, тем выше курс
§ Валютная политика государства (режим, который выбирает государство).
§ Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции (один из важнейших факторов) дестабилизирующий фактор на валютные курсы.
§ Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках.
Влияние изменений валютного курса на экономику страны:
- на торговлю: снижение курса национальной валюты ведет к увеличению экспорта и сокращению импорта, иностранные инвестиции становятся невыгодными; повышение курса ведет к увеличению импорта, сокращению экспорта, росту цен и развитию национального производства;
- на внешний долг: снижение валютного курса ведет к увеличению тяжести внешних долгов, и наоборот;
- на торговый баланс – аналогично п. 1;
Компоненты золото - валютных резервов страны:
§ официальные резервы в золоте (сокращение золота в золотовалютных резервах, особенно в развитых странах). Номинированы в резервных валютах;
§ валютные резервы страны;
§ счета в СДР (специальные права заимствования) – новая форма мировых счетных денег;
§ резервная позиция в Международном валютном фонде (право страны на получение беспроцентного кредита в МВФ в размере кредитной доли (объем взноса, которую делает страна в МВФ)).
Функции ЗВР
§ Источник финансирования дефицита торгового баланса (середина XX в рамках Бреттон – Вудской системы);
§ Источник погашения внешней государственной задолженности (1982 году разразился кризис международной задолженности); чем выше объем ЗВС , тем выше кредитный рейтинг страны
§ Источник валютных интервенций;
§ Страховой фонд страны (форс-мажорные ситуации);
§ Источник прибыли государства (малозначительная, приносит прибыль, если ЗВС достаточно объемные).
Максимальная граница:
Альтернативные издержки
Издержки хранения
Минимальная граница Критерии достаточности ЗВС:
§ «Правило трехмесячного покрытия импорта» базовый; резервов достаточно, если страна в течении 3 месяцев может оплачивать импорт в условиях резкого снижения экпортной выручке; Правило 6-ти и даже в некоторых странах 7мимесячного покрытия импорта.
§ Критерий «Редди» 1998г. Резервов достаточно, если страна может погашать свою краткосрочную задолженность;
§ Критерий «Гвидотти» резервов достаточно, если страна в течение года не прибегает к внешним заимствованиям;