Модели рынка труда.
Существует 3 модели рынка труда:
1 Рынок совершенной конкуренции
2 Рынок монопсонии
3 Рынок труда с участием профсоюзов
Рынок совершенной конкуренции (идеальная модель)
Она поможет вспомнить как определяется кол-во минимальных рабочих, как определяется заработная плата на рынке труда.
Так выглядит график спроса и предложения (ось ординат зароботная плата W, кол-во рабочих –ось абсцисс L)
Что такое рынок совершенной конкуренции?
По аналогии с рынком совершенной конкуренции товаров.
-кол-во работников и кол-во зар платы определяется на пересечении графиков спроса и предложения. Здесь надо запомнить!!! Здесь перевёрнуты традиционные взаимоотношения продавцов и покупателей.
График предложения: в данном случае предложения-это сторона работодателя, те предложение-это сколько рабочих может быть куплено на рынке. Спрос-это сколько предлагается рабочей силы.
Что означает кривая вверх предложения: для ранка труда, для рынка совершенной конкуренции ( на одной стороне кол-во рабочих, которые конкурируют между собой, которые предлагают работодателю свою рабочую силу. В другой стороне работодатели, которые между собой конкурируют6 могут свободно привлекать работников для выполнения работы) – чтобы привлечь работников, нужно предложить более высокую заработную плату, тогда они пойдут, потому что при рынке совершенной конкуренции работники выбирают палитру предприятий, различные вакансии, поэтому пойдут туда, где зар плата выше. Предприниматель действует на этом рынке: сколько нанимать рабочих и сколько им платить, чтобы были минимальные издержки?-он будет пользоваться правилом
Прямой график, потому что покупатель не может влиять на цену ресурсов, поскольку она является заданной. Если мы будем вынуждены нанимать больше работников-поднимать зар плату.
Рынок труда-интересная модель и она ближе к модели монопсонии. Почему монопсонии? Кто у нас встречается на рынке труда?-работодатель и работник. Существует особая власть у покупателя. НА РЫНКЕ ТРУДА-ПОКУПАТЕЛЬ-РАБОТОДАТЕЛЬ. Более сильная сторона-работодатель(на его стороне деньги, рабочие места, очень часто политическая власть, СМИ и тд), например, при приёме на работу-конкурс на место, цену устанавливает работодатель.
Когда сталкиваются эти 2 стороны на рынке Какой интерес работодателя при найме работника? –платить меньше, работы больше. Интерес Работников-наоборот. У обоих сторон прямопротивоположный интерес.
При взаимодействии этих сторон должны быть решены 2 вопроса, которые фиксируются трудовым договором:
Формой покупки наёмного работника является трудовое соглашение.
1 зароботная плата
2 условия труда (продолжительность работы, какие компенсации, сколько отпуск и тд)
В первую очередь эти условия диктует работодатель.
Работники могут заставить его идти работодателя на их условия – здесь работает денежный интерес. (зар плата для работодателя-издержка его прибыли). 1 работник бесправен-это отражает модель монопсонии(преоретет давления определённой стороны). Безработица заставляет соглашаться работников на условия работодателей.
2( график предельных издержек не совпадает с графиком предложения и нахоится выше его, потому что нах выше или ниже потому что. Нанять больше –только если готовы платить зар плату, но если те 10 узнают, что за ту же работу, здесь более высокая зар плата должна распространяться на всех работников, поэтому график пред издержек-выше графика предложения. График предльного дохода будет совпадать с графиком спроса-мы можем нанимать меньше, платить меньше.
Сила работников противостоять мощи работодателя-устроить забастовку, объединиться.
Больше не придумано работниками как объединиться и давить на работодателя. 29
С тех пор как возникала система рыночных отношений в сознание у работников такое действие давно появилось, но недавно появилось разрешение создавать эти профсоюзы.
Первый профсоюз в истории возник в 1864 Британский конгресс.
В России -1905 из-за революции
В США профсоюзы были разрешены после Великой Депрессии
Взаимоотношение с работодателем-это война, а на войне все способы хороши. Тогда после великой депрессии для
Зар плата-предмет договора.
!!Виноваты работники, которые не умеют отстаивать свои интересы.
Профсоюзы:
Пределы монополизации рынков.
Рассказать плюсы и минусы монополии
Отрицательные моменты для самого потребителя (дискриминация потребителя, может ли монополия до бесконечности расширять объёмы производства есть понятия оптимального объёма, упор в этом вопросе надо делать на антимонопольное регулирование, отрицательные моменты… И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСкого прогресса в силу отсутствия крнкуренции и в связи с этим антимонопольное регулирование направлено на решение этих вопорсов: какие есть способы, как оценить степень монополизации. Наличие одного производителя невсегда означает, что это рынок монополии, потому что по современным критериям это может быть определённая доля рынка, это счтается уже монополия просто по этим действиям антимонопольного законодательства.