Как происходит установление равновесной цены?

Предположим вот исходная ситуация на рынке, сегодня у нас спрос и предложение уравновешивают друг друга, но предположим у нас увеличивается доход или в будущем ожидается повышение цен, начинается разворачиваться ажиотажный спрос, для того, чтобы продать залежавшиеся товары, производители сами прибегают к пусканию вских слухов: что-то там должно исчезнуть, поэтому надо…

Если у нас предполагается изменение цены или увеличение дохода, то кривая спроса будет перемещаться вверх. Смотрите, подействовали факторы, которые увеличили объём спроса. В таком случае равновесная цена увеличилась, предложение тоже увеличилось, увеличилась и цена. Если у нас увеличивается цена, то кривая предложения перемещается вниз, цена падает. Если цена падает, то спрос начинает увеличиваться. Цена увелиивается, предложение увеличиваеся и цена опять падает. Вот эти 2 процесса всегда уравновешены. ПОэтому в долгосрочной перспективе и складывается вот эта равновесная цена. В долгосрочной ситуации у нас складывается сетуация рыночного равновесия. Цена Р1-цена рыночного равновесия. Она устанавливается в том случае, когда нет никаких факторов, которые влияют на спрос и предложение (жёсткие факторы в виде регулирования гос-ва, но гос-во может сознательно установить Р2-цену больше, чем равновесная или сажем, Р3-ниже равновесной----- такие ситуации, когда гос-во сознательно устанавливает цену, могут существовать, скажем, Р3 НИЖЕ РАВНОВЕСНОЙ ----- пример, был период времени, когда гос-во устанавливало минимальные цены на детские товары. В некоторых странах гос-во устанавливает сознательно цену ниже равновесной в частности для многих сельхоз производителей, для того чтобы защитить свои внутренние продовольственные рынки. Скажем, в США правительство устанавоивает более низкую цену, а вот фермерам, они компенсируют часть затрат через субсидии.) В любом случае, когда устанавливается ниже равновесной. Здесь больше спрос. В экономике таким образом образуется дифицит. Его размер равен -> Q1-Q2-размер дефицита. Если же при условии, что государство сознательно установило цену, не предпринимает больше ничего, если в остальном действует рвночный механизм, то образуется дифицит. Если государство устанавливает сознательно выше равновесной. Если предположим, наше гос боролось активно с тем же алкоголизмом, потреблением табака, но оно сознательно хочет установить высокую цену, у нас неоднакратно об этом говорят, не прибигают к этому, мотивируя это тем, что увеличится спрос суррагатного алкоголя, который будет нелегальным образом производиться. Но если гос-во сознательно установило высокую цену, то предложение стало бы больше и тем самым образуется избыток товара. Избыток товара может быть предшественником кризиса, образуются нереализованные товары, происходит затоваривание рынка. У цены Р2 и Р3 есть свои названия – это цены пола и потолка. Р2-цена пола, Р3-цена потолка. Р3 потолок, потому что имеется в виду, что установили цену и выше этой цены она не движится. Поскольку у нас равновесная цена выше , поэтому мы выше её не двигаем , поэтому называется ценой потолка. ПОл- потому что мы установили сознательно на уровне Р2 и ниже мы её не опускаем, поскольк у нас равновесная цена находится ниже, а мы как бы не даём ей опуститься ниже-поэтому цена пола. (Понятие профицита относится к бюджету. Пофицит-это когда доходы превышают расходы)

Это состояние может действительно искусствено устанавливаться для определённых ценлей, но в таком случае гос-во должно предпринимать какие-то меры, если таковой необходимо, скажем6 установить выше равновесной, то тогда всё-таки нужо отслеживать, чтобы не было излишкаа товара. Если это ниже равновесной, то тогда может образовываться дефицит, то в таком случае тоже нужно предпринимать ряд мер, чтобы у производителей был дополнительный стимул для увеличения предложения.

Отличие эластичности предложения от эластичности спроса:

Дело в том, что на эластичность предложения очень большое влияние оказывает фактор времени, потому что. Поскольку мы говорим, что эластичность-это то как на изменение цены реагирует спрос или предложение. На изменение цены быстро реагирует спрос, потому что как реагирует спрос цена уменьшается человек просто покупает больше. У него есть деньги, поскольку спрос это же не просто потребность, а потребность обеспеченная деньгами, мы просто голосуем соими деньгами- либо больше тратим, либо меньше. С предложением сложнее, там, скажем если цена повышается, требуется время для того, чтобы произвести это кол-во товаров, потом довести его до розничной цены, подготовить его к реализации. Это всё время. Тем более быстрым яляется процесс производства6 тем более эластичным является и предложение, тем меньше времени тратиться на проиводство товаров, тем более эластичнее для этих предложений и наобарот. Скажем, производство подводной лодки, кто-то заказал 10 штук, но на его производство будет затрачено несколько лет и поэтому сразу отдать их никто не сможет. То есть играет роль фактор времени.