Финансирование туристских поездок.
По источникам финансирования туризм подразделяется на коммерческий и социальный. Первоначально вся туристическая деятельность осуществлялась с целью извлечения прибыли (коммерческий туризм). В случае предоставления гражданам гарантий на минимум отдыха со стороны государства и предприятий, можно говорить о социальном туризме. Выделяют также массовый и элитарный туризм, рассчитанный на состоятельную клиентуру.
Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли.
Социальный туризм.Социальный туризм social tourism – чисто экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьников, молодежи, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда и любых иных граждан, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды, а также предприятия, оказывают социальную поддержку при использовании их конституционного права на отдых. Таким образом, социальный туризм отличается от любых других видов туризма только способом финансирования расходов на его осуществление и ни чем иным.
Массовый туризм (массовые туристские мероприятия) - вид образовательно-оздоровительной и досуговой деятельности, направленной на решение задач:
1. привлечение к участию в туристско-краеведческой и туристско-спортивной деятельности самых широких слоев населения;
2. привития навыков туристской деятельности в природной среде;
3. привлекательным для молодежи средством осуществления молодежной политики;
4. оздоровление нации средствами активной досуговой деятельности.
Массовый туризм является структурной составляющей спортивно-оздоровительного туризма и включает в себя систему массовых мероприятий:
1. Туристские походы (в том числе в оздоровительных лагерях и на турбазах):
· однодневные;
· походы выходного дня с ночлегом;
· многодневные некатегорийные походы (в т.ч. степенные с детьми);
· массовые спортивные походы низких категорий сложности (1-2 кат. сл. из 6 возможных категорий) для школьников и молодежи, доступны с 12-13 лет.
2. Слеты, соревнования
3. Туристские вечера
4. Конкурсы, выставки
5. Туристские лагеря
6. Показательные выступления и др.
Местом проведения массовых мероприятий является зона города и природная среда с хорошо развитой инфраструктурой.
Контингент участников массовых туристских мероприятий - люди, имеющие минимальную туристскую подготовку или вообще не имеющие таковой, среди которых дети и молодежь составляют значительную часть.