Сектор домашних хозяйств.

На общественные блага

На частные блага

Спрос населения

Общественные блага

Частные блага

Прямой государственный контроль

Административно-правовые методы запретительного или ограничительного характера как на региональном, так и на федеральном уровне.

 

 

2. Частные и общественные блага: понятие, свойства, виды.

Товары, спрос на которые выражается в денежной форме и может быть удовлетворён рынком.

Блага, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые не всегда возможно измерить в денежной форме и в связи с этим не может дать рынок.

Свойства общественных благ:

1. Несоперничество в потреблении, т.е. появление дополнительного потребителя не снижает полезности других (МС = 0, поэтому нельзя назначить плату)

2. Неисключаемость, т.е. невозможность ограничить доступ потребителей к благу, даже, если потребитель отказывается платить.

• Блага, обладающие в высокой степени обоими свойствами, называются чистыми общественными благами.

• Блага, у которых хотя бы одно свойство выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами

 

 

3. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

Индивидуальный спрос на общественные блага:

• может существовать как восприятие потребителем полезности каждого из них в соответствии с другими благами;

• подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить

 

• Суммируется по горизонтали

• Дифференциация запросов потребителей проявляется в том, что они приобретают разное количество данного товара

 

• Суммируется по вертикале

• Дифференциация запросов потребителей проявляется в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве достаётся разным потребителям в соответствии с дифференциацией предельных норм замещения

 

Проблема "безбилетника

• возникает тогда, когда один из экономи­ческих субъектов может получить выгоду от действия другого и при этом не оплачивает её

• одна из основных причин резкого повышения трансакционных издержек

Традиционный путь решения проблемы "безбилетника”

Увеличение штата ревизоров, контролёров, охранников, рост судебных издержек, вводится система лицензий.

Необходимость производства общественных благ ставит перед экономикой двоякую задачу: как достичь экономически оптимального объема производства таких благ и при этом минимизировать транзакционные издержки при наличии "безбилетников".

 

2. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Выделяются 3 вида экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и осуществление капиталовложений (инвестирование).

3. Государственный сектор– все государственные институты и учреждения.

4. Остальной мирвключает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через взаимный обмен товарами, капиталом и национальными валютами.

Макроэкономическая модель представляет собой формализованное описание различных экономических явлений и процессов в целях выявления основных взаимосвязей между ними.

Любая макроэкономическая модель в той или иной степень абстрактна и имеет ряд допущений и упрощений, что ограничивает область ее применения.

Макроэкономические модели включают в себя – эндогенные (внутренние) переменные, величина которых устанавливается в результате решения модели и экзогенные (внешние) переменные, величина которых определяется в недавней модели.

К числу эндогенных показателей относятся:

· Объемы занятости и выпуска

· Уровня инфляции и безработицы

· Уровня плановых расходов и т.д.

В качестве экзогенных показателей выступают:

· Государственные расходы

· Ставка налогообложения и величина предложения денег, размеры которых регулируются государством

Любая макроэкономическая модель отражает процесс взаимодействия между макроэкономическими субъектами как в статике так и в динамике. Динамические представления о выборе между ценностями сегодняшнего и будущего называются ожиданиями. Будущие планы и намерения экономических субъектов делят на статические, адаптивные и рациональные ожидания.