Интернализация внешних эффектов

Налог Пигу

Теорема Коуза

Условие максимизации прибыли

Внешние эффекты. Регулирование внешних эффектов.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Тема №16

 

План:

2. Частные и общественные блага: понятие, свойства, виды.

3. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

 

 

1. Внешние эффекты. Регулирование внешних эффектов.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц

• не учитываются в системе цен;

• не отражены в условиях контракта;

• могут возникать между потребителями, между производителями и между теми и другими

Внешние эффекты делятся: отрицательные и положительные.

При определении объёмов производства, потребления, продаж или покупок участники рыночных сделок ориентируются лишь на свои частные интересы и не принимают во внимание внешние эффекты.

Поэтому товаров, производство которых сопровождается отрицательными внешними эффектами, выпускается слишком много, а товаров с положительными внешними эффектами слишком мало.

В результате не обеспечивается Парето-эффективность структуры выпуска.

Если, благо Х производится с отрицательными внешними эффектами, в условиях совершенной конкуренции, каждое выпускающее его предприятие находится в равновесии, когда МСХ = РХ,

• где МСХ – частные предельные затраты производства Х, не включающие затраты на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта, поэтому для производителя это внешние затраты (МЕСХ)

• МSСХ – общественные затраты

МSСХ = МСХ + МЕСХ

 

• Для товара Х: РХ < МSСХ

• Для товара У, производство которого не сопровождается внешними затратами (или выгодами):

РY = МСY = МSСY

• Для двух товаров:

MRSXY < MRTXY,

т.е. условие Парето-эффективности структуры выпуска не выполняется

 

Варианты решения проблемы внешних эффектов:

распределение прав собственности (теорема Коуза);

• специальное налогообложение (налог Пигу);

• интернализация внешнего эффекта;

• прямой государственный контроль.

Переговоры по поводу внешних эффектов приведут к Парето-эффективности в данных институциональных рамках, если права собственности четко определены, независимо от того, существуют трансакционные издержки или нет.

(трансакционные издержки – затраты, связанные с установлением прав собственности).

Налог на производителя в ситуации, когда создается отрицательный внешний эффект, предназначен для включения общественных издержек в частные издержки производства.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние.