Ценовая дискриминация

Особенности Рыночного поведения монополии

Барьеры вхождения в отрасль

Максимизация прибыли чистой монополии

Спрос в условиях несовершенной конкуренции

Общие черты несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция

Общие характеристики несовершенной конкуренции

Рыночное поведение олигополиста

Монополистическая конкуренция.

Максимизация прибыли чистой монополии.

Общие характеристики несовершенной конкуренции

ž Монополистическая конкуренция

ž Олигополия

ž Чистая монополия

 

1. Снижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции (отрицательный наклон D)

2. Наличие предела для роста общего дохода

3. Ускоренное снижение MR по сравнению со снижением цен

Чем меньше фирм на рынке и больше дифференциация продукта, тем круче D; чем больше конкурентов и менее дифференцирован продукт, тем более эластичен спрос

Концепция кривой предложения как соответствия между Р и Q, в теории рынков несовершенной конкуренции в целом, не используется.

 

Последствия установления несовершенной конкуренции:

ž Недопроизводство товаров;

ž Завышение цен;

ž Тенденция к получению экономической прибыли

Чистая монополия -организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

 

Монопольная власть предполагает возможность повышения цены на свою продукцию продавцом путем ограничения своего собственного объема выпуска.

 

Естественные – естественные монополии,

искусственные – искусственные монополии.

Основные виды монополий:

ž Естественная монополия – монополия, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда фирма обслуживает весь рынок;

ž Закрытая монополия – монополия, имеющая юридическую защиту от других конкурентов;

ž Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкурентов.

 

ž Фирма-отрасль (Qe и Ре отражают количественный и ценовой оптимум для фирмы и отрасли);

ž Неэластичный спрос (большая крутизна кривой спроса);

ž Недопроизводство, завышение цен, монопольные прибыли (сильное недопроизводство и завышение цен по сравнению с конкурентным уровнем; тенденция к постоянному получению экономической прибыли, даже в долгосрочном периоде;

ž Ценовая дискриминация

В случае абсолютной ценовой дискриминации фирма-монополист в состоянии продавать каждую единицу продукции по цене спроса, т.е. MR = P (кривая MR совпадает с D)

 

Виды ценовой дискриминации:

Ø когда один и тот же покупатель готов платить разные суммы денег за разные единицы одного товара (первые – по начальной цене, остальные последующие со скидкой).

Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества.

Естественные монополии подлежат общественному регулированию