Ценовая дискриминация
Особенности Рыночного поведения монополии
Барьеры вхождения в отрасль
Максимизация прибыли чистой монополии
Спрос в условиях несовершенной конкуренции
Общие черты несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция
Общие характеристики несовершенной конкуренции
Рыночное поведение олигополиста
Монополистическая конкуренция.
Максимизация прибыли чистой монополии.
Общие характеристики несовершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
1. Снижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции (отрицательный наклон D)
2. Наличие предела для роста общего дохода
3. Ускоренное снижение MR по сравнению со снижением цен
Чем меньше фирм на рынке и больше дифференциация продукта, тем круче D; чем больше конкурентов и менее дифференцирован продукт, тем более эластичен спрос
Концепция кривой предложения как соответствия между Р и Q, в теории рынков несовершенной конкуренции в целом, не используется.
Последствия установления несовершенной конкуренции:
Недопроизводство товаров;
Завышение цен;
Тенденция к получению экономической прибыли
Чистая монополия -организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Монопольная власть предполагает возможность повышения цены на свою продукцию продавцом путем ограничения своего собственного объема выпуска.
Естественные – естественные монополии,
искусственные – искусственные монополии.
Основные виды монополий:
Естественная монополия – монополия, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда фирма обслуживает весь рынок;
Закрытая монополия – монополия, имеющая юридическую защиту от других конкурентов;
Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкурентов.
Фирма-отрасль (Qe и Ре отражают количественный и ценовой оптимум для фирмы и отрасли);
Неэластичный спрос (большая крутизна кривой спроса);
Недопроизводство, завышение цен, монопольные прибыли (сильное недопроизводство и завышение цен по сравнению с конкурентным уровнем; тенденция к постоянному получению экономической прибыли, даже в долгосрочном периоде;
Ценовая дискриминация
В случае абсолютной ценовой дискриминации фирма-монополист в состоянии продавать каждую единицу продукции по цене спроса, т.е. MR = P (кривая MR совпадает с D)
Виды ценовой дискриминации:
Ø когда один и тот же покупатель готов платить разные суммы денег за разные единицы одного товара (первые – по начальной цене, остальные последующие со скидкой).
Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества.
Естественные монополии подлежат общественному регулированию