Материальные потребности общества.

Часть I. МИКРОЭКОНОМИКА.

Тема 1: Основные проблемы экономической организации общества.

Определение: экономику, как общественную науку, которая описывает и анализирует выбор общества при производстве товаров и услуг составляют два фундаментальных фактора:

1.) Материальные потребности общества (называемые также экономическими благами) которые буквально безграничны и неутолимы – это потребности, составляющих данное общество индивидов и институтов.

2.) Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, которые ограничены или редки.

Материальные потребности общества - это, прежде всего, купить товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Эти товары и услуги подразделяются на 2 категории:


 

Товары и услуги кратковременного пользования или текущего спроса:

1. Продукты питания

2. Одежда

3. Лекарства

4. Коммунальные платежи

5. Расходы на транспорт

6. Бытовое обслуживание

7. Услуги врачей

8. Услуги юристов и т.д.


 

Товары и услуги длительного пользования:

1. Любой вид недвижимости (дома, земля)

2. Автомобили

3. Книги

4. Сложная бытовая техника и т.д.

 


В основе понятия (материальные потребности безграничны) лежит факт роста научно-технического прогресса. Когда на основе новых и усовершенствованных технологий, предпринимательский сектор изготавливает и предлагает принципиально новые товары и услуги, тем самым постоянно стимулируя потребителя к потреблению новых, усовершенствованных товаров и услуг.

В основе понятия (материальные потребности неутолимы) лежит факт ограниченности возможностей всех групп экономических единиц и отдельных потребителей, и предприятий (фирм) и государства.

Потребители ограниченысвоим текущим доходом (заработной платой), а также своим богатствоми благосостоянием. Под богатством понимают все активы, которыми владеют потребители: финансовые активы (и в частности активы с фиксированной денежной стоимостью: акции, облигации, срочные счета, наличные деньги) и материальные активы (например, недвижимость). Кроме того, потребители ограничены наличием кредита.
Предприятия (фирмы)точно так же ограничены своими доходами и накоплениями и кредитоспособностью(т.е. наличие у предприятия свободных финансовых средств, позволяющих выполнить государственный заказ или заказ другого предприятия в кредит) который оплачивается предприятию-производителю продукции в течение какого-то времени в соответствии с договором.
Государство ограничено возможностью взимать налоги и получать кредит.

Поскольку возможности всех групп экономических единиц ограничены, то перед каждой группой возникает проблема выбора, т.е. необходимость принять наиболее рациональное решение в настоящее время.
Для потребителя проблема выбора состоит в невозможности одновременно приобрести несколько товаров или услуг, например, из-за ограниченности текущего дохода.
Поскольку доходы предприятия ограничены, то ограничены и его возможности покупать ресурсы и производить продукцию. Из этого следует необходимость выбрать, что из товаров или услуг следует производить в настоящее время, а от чего можно отказаться.
Перед выбором находится и государство, ежегодно определяя основные статьи расходов государственного бюджета. В какую отрасль промышленности или сектор экономики направить больше средств, а в какую отрасль промышленности или сектор экономики соответственно меньше.
В экономике проблему выбора определяют через понятие альтернативной стоимости. Определение:Альтернативная стоимость – это цена товара (или услуги), выраженная через цену другого товара (или услуги), которым пришлось пожертвовать.
Уточнение: альтернативной стоимостью является только второй по желаемости товар, который рассматривался в качестве объекта покупки, но не был куплен, поэтому представлял собой альтернативную стоимость купленному товару.