Естественные монополии

Монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Совершенная конкуренция

Юридические барьеры

Экономические барьеры

Конкуренция. Структура рынка

Нейтральные (кофе, одеяла) черный

Конкуренция – это соперничество, состязание

¨ Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг.

¨ За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.

¨ Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.

Признаки классификации рыночных структур

¨ количество покупателей и продавцов;

¨ тип товара (однородный, дифференцированный);

¨ доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;

¨ наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические , или экономические);

¨ степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.

¨ низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;

¨ закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке;

¨ реклама.

¨ непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием

¨ Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией, товарным знаком.

¨ Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли).

¨ Государственная регистрация отдельных видов деятельности.

рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.

рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги

рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.

рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.

В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне.

Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др.
Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.

¨ это монополии, разрешенные государством.

¨ К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу.

¨ Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными госслужбами, ведомствами.