История развития денег.

Цена.

Товарное производство и деньги.

Экономической науке известны два типа ведения хоз/ва:

1. Натуральное производство - изготовление благ для удовлетворения собственных потребностей. Исторически возникло первым. Люди сами обеспечивали себя продуктами питания, одеждой, жильем. Нет отношений обмена, купли – продажи.

2. Товарное производство – прои-во благ для продажи или обмена. Возникло с развитием орудий труда. Не только для личного потребления, но и для продажи.

Условия возникновения товарного произ-ва:

1. Общественное разделение труда. Специализация работников на определенных видах деятельности. Позволяет экономить время, повышение качество продукции. Результат НТП. В первобытном об-ве по половому признаку

2. Частная собственность на ресурсы и готовую продукцию. Для того чтобы возникли отношения ресурсы и готовая продукция должна находиться в разных объектах.

3. Обмен как форма связи между обособленными товаропроизводителями

Результат товарного произ-ва – товар.

Товар как результат товарищества имеет два признака (свойство):

1. Полезность – способность товара удовлетворять, какую - либо потребность субъекта. Польза – набор положительных характеристик. Товар может обладать пользой, но не обладать полезностью. Различают придельную и совокупную полезность. Придельная полезность(MU) – добавочная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы товара. С ростом потребления предельная полезность каждой следующей единицы товара снижается. (Угол наклона линии зависит от единицы потребности – много мало. Отрицательная – то что приносит вред) Совокупная полезность (TU) – общая полезность, полученная от потребления, определенного количества товара. С ростом употребления совокупная полезность возрастает замедляющими темпами. (возрастает на меньшую величину)

§ Трудовая теория стоимости. (Адам Смит, за основу взял Карл Маркс) Цена товара зависит от затрат труда на его производство.

§ Теория трех факторов производства. Цена товара – зависит от затрат земли, капитала и труда.

§ Теория издержек производства. ЦТ – зависит от стоимости всех ресурсов, использованных в производстве.

§ Рыночная теория. Согласно РТ цена – это пропорция обмена одного товара на другой. Формируется на рынке от спроса и предложения.

§ Теория предельной полезности. Цена товара зависит от того на сколько нужен товар для человеческой потребности.

§ Теория неоклассического синтеза. Теория объединяет черты из большинства теорий. Цена товара – формируется на рынке при взаимодействии спроса и предложения, при этом спрос зависит от предельной полезности, предложение от издержек производства. (Основа – рыночная теория)

Деньги- все то, что принимается продавцами в качестве оплаты за товары и услуги.

Функции денег:

1. Средства обращения. Выступают посредником в товарообмене. Товар – деньги – товар.

2. Мера стоимости. В денежных единицах измеряются цены товаров. Масштаб цен в России рубль.

3. Средства сбережения (накопления). Форма хранения богатства, ценности.

Свойством денег является ликвидность.

Ликвидность - способность финансовых активов выступать в качестве платежного средства. ( Показывает насколько тот лили иной финн актив удобен в качестве средства платежа)

До денег вели натуральное хозяйство. Все необходимое производили сами. С развитием оружия труда появились излишки. И появляется товарный обмен.Без участия денег.

1. Товарные деньги. (Кожи и меха. Сушеные рыбины).

2. Бумажные деньги. ( Появились в Китае 9 век). 1769 год бумажные деньги (ассигнации) в России.

3. Современные кредитные деньги. Наличные деньги банкноты и монеты и безналичные деньги.(Банковские счета. Не имеют вещественной формы. Находятся на различных счетах.

Стоимость денег – их покупательная способность т.е. количество товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.

Стоимость денег находится в обратной зависимости от количества денег в обращении и от уровня цен в экономике.

Уравнение Фишера (оптимальная денежная масса) M * V(денежная) = P*Q (товарная часть)

§ M кол во денег в обращении;

§ V скорость обращения денег;

§ Р средний уровне цен;

§ Q национального производства.

М = Р*Q/V