Основные направления.

Продаж (продукции) Выручка от реализации

Прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия

Рентабельность = ----------------------------------------------------------------------х 100 (1.3)

 

показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Величина данного показателя широко формируется в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется зто различием в скорости оборота средства, связанным с различиями и размерах используемого капитала, необходимого для осуществления хозяйственных операций в данном объеме, в сроках кредитования, величине складских запасов и т.д. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала те же результаты приносит и при меньшей величине прибыли в расчете на объем реализованной продукции.

Различия в значении показателя рентабельности продаж в рамках одной отрасли непосредственно определяются успешностью управления на конкретном предприятии.

Величина показателя рентабельности продаж находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предприятия. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет тем меньше, чем значительнее величина задолженности (и соответственно плата за заемные средства).

Анализ рассчитанных коэффициентов рентабельности полезен на практике лишь в том случае, когда полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий.

Существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемости активов и рентабельностью продаж (продукции), которая может быть представлена формулой:

 

 

Рентабельность Оборачиваемость Рентабельность

активов = активов х продаж (1.6)

(продукции )

 

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств. вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли чистой прибыли в выручке от реализации.

 

1) Эмпирическая социология (нач.20в. 20-30гг)

В США экономический подъем, активная миграция, проблема адаптации населения, противоречие наций. Фундаментальная работа для эмпирической социологии - «Польский крестьянин в Европе и Америке» 1918г. Томас Измаевский. Чикагская социальная школа является основой. Активно использовались эмпирические исследования: анализ, анкетирование. В ходе проводимых исследований изучают профессионализм, трудовую адаптацию, девиантное поведение, культура и т.д.

Результат-концепция стойких образцов социального поведения, в рамках которой дана типология социального характера: 1)Традиционный 2)Богемный (неожиданный) 3)Креативный.

В рамках чикагской социальной школы развивалась социология города на примере Чикаго. На территории Чикаго было изучено все о жизни города.

Получили развитие концепции:

1)Концепция концентрических зон

Оказалось, что Чикаго сформировано зонами:

1. Центр деловой район- концентрация коммерческих предприятий, магазинов.

2. Смешанная зона-соседство коммерческих комплексов и жилых зданий.

3. Рабочий район

4.Жилая зона для средних классов (Особняк на семью)

5.Привелигерованная зона (пригород)

6.С/х район

7. Район удаленных городов

2) Теория культурного лага( отставание)-Огбери

Основная мысль- материальная культура развивается значительно быстрее не материальной. Техника развивается быстро, а инструменты адаптируются, подстраиваются.

3)Концепция стойких образцов социального поведения. «Концепция концентрических зон», «Концепция городского образа жизни» (Вирт). Ввел понятие «городской образ жизни».

4)Социология индустриализма. «Теория человеческих отношений»(Энтон Мео). Необходимо улучшение неформальных отношений в коллективе.

5)Социология менеджмента (отношения между руководителем и персоналом)

2) Символический интеракционизм (20-30гг 20века)

Дж. Мид, Шибутане, Блумер, Гофман…

Интеракция(лат.)-взаимодействие. Общество представляет собой систему взаимодействия людей (межличностное). С его помощью люди изменяют систему. Взаимодействие может иметь символьный и не символьный характер. В процессе взаимодействия мы передаем друг другу символы: язык, жесты, мимику. В основе коммуникации лежит стимул, интерпретация и реакция. В процессе межличностной коммуникации происходят передачи ролей.

Структура:

= Аль (I) как человек представляет самого себя

= Ми (Me) как человек видит себя глазами другого

Изучали поведение детей.

Этапы:

= 1-3 года – копирование взрослых

=4-5 лет – игровая фаза

=5+ понимание ролей

3) Психоанализ

20-30гг 20 века - родоначальник Фрейд.

Предложил структуру место, в котором занимает бессознательное. Бессознательное влияет на поведение индивида, образование и т.д.

4) Структурный функционализм

Доминировал в 40-60гг

Характерно: общество, как целостная система устойчивых отношений между элементами - это структура. Элементы социальной структуры выполняют функции, обеспечивающие понятие устойчивость и др., необходимые для существования социальной системы.

Социальное сообщество – сеть коллективов существующих в обществе.

Подсистема Структурные компоненты Основные функции
Социедальное сообщество Сеть коллективов, существующих в обществе Нормы самостоятельной социальной группы интеграция
Культурная система Ценности: моральные, эстетические, религиозные, познавательные. Воспроизводство образца (стремление к состоянию равновесия)
Политика Коллектив Цель
экономика роль Адаптация материальных ресурсов

5) Теория социального конфликта

60гг 20 века

Л. Козер «Функции социального конфликта»

Привело к созданию конфликтологии. В обществе нельзя запрещать конфликт, главное не доводить до разрыва связи в обществе.

6)Технологическое направление

70-ые годы – постиндустриальное общество

Д. Белл

 

 

Лекция 4 (20.03.2012)

Социальная структура общества

I)Социальные группы

Социальная структура- это устойчивые и упорядоченные связи между элементами социальной системы. В качестве единиц социологи выделяют социальные группы – это совокупности людей, имеющих общие интересы ценности и нормы поведения, складывающихся в рамках определенного общества. Соц. группа обеспечивает выживание индивида

Классификация:

1)По величине:

-большие; - средние ;-малые(2-30 чел)

2) По признаку происхождения:

-лабораторные (условные, статистические) возникают искусственным путем; напр. электорат

-естественные возникают в обществе путем его развития

3) По времени существования

-случайные (толпа)

-стационарные существуют длительное время

4) По характеру контактов (разработал Кули)

-первичные (небольшие группы, в которых тесные эмоциональные контакты, группы в которых человек проходит первичную социализацию)

-вторичные (отношения носят безличностный характер)

5) По степени регламентации

-формальные (официально зарегистрирована)

-не формальные ( не имеют официального статуса, нет нормативных актов, взаимоотношения регулируются нормами морали)

6) По значимости

-референтные (наиболее важные для индивида)

-индеферентные (не оказывают на индивида никакого влияния)

-антиреферентные

7)По составу:

-гомогенные (однородные)

-гетерогенные

Маргинальные группы – состоят из людей которые находятся на краю, либо в процессе перехода из одной социальной группы в другую, более низшую.

8) По уровню развития:

-низкого уровня

-высокого уровня (более эффективна в своем действие)

Показатели уровня социальной зрелости группы:

1) организационное единство

2) психологическое единство

3)подготовленность

4)нравственная направленность деятельности

Группы по степени развитости:

а) диффузная (не развита структура)

б) ассоциация

в) кооперация (четкая структура цель, единство деятельности)

г)коллектив (команда) хорошая организованность, ответственность, эффективность решения поставленных задач, открытость, умение принять новичков, информированность, высокое психологическое единство.

Корпорация (группа проявляет эгоизм)