Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

Субъекты и объекты экономического развития

Экономические интересы, цели и средства их достижения

В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.80

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаютсялишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов,

участие в управлении ограниченны.

Домохозяйства – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) самостоятельно принимает решения;

б) является владельцем какого-либо фактора производства;

в) стремится к максимизации прибыли.

Предполагается, что все экономические ресурсы, в конечном счете, принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы – рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений.

Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции ее продажи;

б) самостоятельно принимает решения;

в) стремится к максимизации прибыли.81

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам

производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой – извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей.

Их основная задача – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта – физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности , среди них – доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.

Государство – правительственное учреждение, которое обладает юридической и политической властью для контроля над хозяйственными субъектами и рынком в целом.

Модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства.

 
 

 


 


Рис. 6 Модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим – представлять государство, владея акцией – бизнес, а, расходуя свой доход на товары и услуги – являться членом домашнего хозяйства.

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями

общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» – одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он

руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно.

Экономические интересы – одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы – национальные, общества в целом.

Экономические стимулы – это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как и ее противоположность – монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды

конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными

параметрами являются:

– количество фирм, поставляющих товары на рынок;

– свобода вхождения на рынок и выхода из него;

– дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

– участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуации или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Сравнительные черты видов конкуренции.

Признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
  Субъект Предприятия 1-ой отрасли Предприятия различных отраслей
  Объект Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
  Предпосылки Различные стоимости однотипных товаров Различные прибыли в различных отраслях
  Результат Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

ценовая– соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет снижения цен или путем сокращения издержек производства и реализации продукции (услуг) без изменения ассортимента и качества, или использования демпинговых цен;

неценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет изменения свойств продукции (услуг), повышения ее качества, создания новой продукции.

В период преобладания совершенной конкуренции в рыночной экономике господствовали методы ценовой конкуренции, а в современных условиях – методы неценовой конкуренции, что объясняется приоритетом покупателей.