Индивидуальный стиль устного выступления.
- проявление индивидуальности в речи находит свое отражение в индивидуальном стиле.
Особенности индивидуальности, проявляющиеся в речи:
- Темперамент (темп речи).
- Интеллект (строгая логика).
Апресян Г.З. («Ораторское искусство»).
Стили устного выступления:
(По соотношению рационального и эмоционального).
1.Строго-рациональный стиль – речь аргументированная, последовательная, доказательная, иллюстрированный материал на минимуме, мысль без субъективности и т.д.
2.Эмоционально насыщенный – занимательность, яркие примеры, выразительность, субъективность, и т.д.
3.Синтетический стиль – есть и логика, и экспрессия (эмоции, образы, и т.д.). строгость и выразительность.
В плане соотношения рационального и эмоционального могут быть «перегибы», крайности:
- слишком сухое изречение,
- излишняя цветастость.
Леонтьев А.А.
Стиль выступления зависит от типа темперамента.
I.Динамическая сторона.
1. Ровно читает, без страха входит на трибуну, интонация уверенная, спокойная, на раздражители не обращает внимания, придерживается одной и той же композиции, контакт устанавливает не сразу, и т.д. – флегматик.
2. Возбужденный, не спокоен, читает не ровно, гибко варьирует лекцию каждый раз, любит выступать в новых аудиториях, нервничает, раздражается при помехах, эмоционален, на вопросы отвечает сразу, и т.д. – сангвиник, холерик.
II.По характеру общения (взаимодействие оратора с аудиторией).
1. Лектор подчиняет себе аудиторию, держит слушателей в руках, не допускает вольностей. Гибкость, осознанность, сознательное изменение стиля общения, учитывает реакцию слушателей (но это на II месте) – «давящий стиль» - авторитарный стиль.
2. Лектор подчиняется аудитории, ориентируется на нее, достаточно гибкое изложение, гибкость в условиях, вариативные приемы общения, и т.д. – демократический стиль.
Говоря о стиле выступления, нужно учитывать одновременное проявление разных уровней ИИ. Здесь проявляется механизм компенсации
Ерастов.
Показал синтетическое проявление индивидуальности в стиле выступления.
Стиль – целостное явление.
Стиль – проявление интегральной индивидуальности.
В стиле проявляются:
1.Свойства личности.
2.Особенности опыта/подготовленность.
3.Склад ума
- отвлеченно-логический склад;
- конкретно-образный/художественный;
- воспроизводящий/продуктивный.
- творческий.
4.Эмоционально-волевые качества (личностные характеристики).
Волевые свойства нужны лектору (смелость, решительность, организованность, выдержка, самообладание). Негативно влияют на лекторскую д-ть самоуверенность и зазнайство. Встает вопрос об уважительном отношении к аудитории.
5.Особенности темперамента.
Лекторы-холерики – бурное выражение чувств, склонность к излишней жестикуляции, и т.д.
Развитие стиля (Ерастов):
Имеют место неправильные стили – крайности.
- Отвлеченно-абстрактный (чрезмерно отвлеченный стиль).
- Туманно-образный (образы – есть, идеи – на последнем месте).
- Цитатный стиль.
- Яческий стиль (пр: Я… Я… Я считаю,… Я думаю,…).
Ерастов выделяет качества ума:
- ясность мыслей;
- глубина ума (содержательность);
- организованность (стройность).
Стиль – это явление формируемое.
(«Всяк мастер на свой лад»).