Эволюция представлений о предмете экономической теории

Рис. 1 Функции экономической теории

 

Функции экономической теории.

Основные Вспомогательные Познавательная Практическая Методологическая Образовательная Идеологическая

Познавательная функция выполняется позитивной экономической теорией, задачей которой является создание научных концепций и моделей, адекватно отражающих экономические явления и процессы, на основе изучения фактов и зависимостей между ними.

Методологическая– заключается в разработке методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследования всем экономическим наукам.

Практическая функция состоит в непосредственном обеспечении экономической политики, управления производством на всех «этапах» экономики.

Вспомогательными функциями экономической теории являются образовательная и идеологическая.

Образовательная функция обуславливает возможность получения каждым индивидом системы современных экономических знаний.

Идеологическая функция позволяет обосновать смысл глобальных политических идей и основных целей общественного развития.

Основные и вспомогательные функции взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

Основной формой реализации экономической теории является экономическая политика, задачи которой состоят в нахождении вариантов решения экономических проблем и приведении в действие их механизма. Экономическая политика отражает интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

Корни представления о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой, – в спорах о насущных проблемах и трудностях.

Первым экономистом можно считать Аристотеля. Его заслуга состоит в том, что он впервые выделил ряд экономических категорий и показал взаимосвязь между ними. Так, Аристотель выделяет две стороны в товаре: потребительную и ценовую. Он обращается к трактованию стоимости и рассматривает два ее направления:

– объективное (с позиции трудовой теории стоимости);

– субъективное (теория полезности).

Аристотель порождает и двойственность в экономической теории, которая существует и по сей день. В целом, мыслители средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Главное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом, как первой школой экономической теории.

Меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. Одним из представителей этойшколы был Антуан де Монкретьен. Он считал, что богатство общества создается из обращения, и из всех видов труда главным считал труд в торговле (особенно внешней). Именно Монкретье ввел термин «экономическая теория» в произведении «Трактат политической экономии».

Возникновение классической школы буржуазно-политической экономии – следующий этап в развитии экономической науки. Одним из видных представителей является У. Пети (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Д.Риккардо (1772-1823). Их научные исследования посвящены категории товара, денег, прибыли, ренты. У. Петти выделил специфический товар – деньги (показал их особую роль), заложил основу статистики, которая в то время называлась политической арифметикой.

А. Смит (1776) знаменит своим научным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народа». В своей работе он даѐт определение целого ряда экономических категорий: рента, капитал, прибыль, стоимость товара.

Продолжателем рассуждений А. Смита является Д. Рикардо. В его экономических рассуждениях одно из главных – теория ренты, теория международной торговли. Он обратил внимание на взаимосвязь прибыли и заработной платы. Риккардо подошел к вопросу о делении рабочего дня на прибавочное и необходимое время.

Школа физиократов определяла экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Физиократы утверждали, что национальное богатство увеличивает только сельское хозяйство. Они рассчитывали с помощью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности.

Одним из видных представителей данной школы является Ф. Кенэ (18 в). Он создал так называемую экономическую таблицу, в которой рассматривал движение общественного продукта и денег между тремя классами общества:

– производители (фермеры, крестьяне);

– собственники (землевладельцы);

– бесплодный класс (те, кто занимается торговлей, финансовой деятельностью).

Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами.

Это была первая попытка экономической науки дать макроэкономический анализ. Дальнейшее развитие экономической теории шло по двум основным направлениям.

1. В рамках трудовой теории стоимости (марксистская политическая экономика). Предмет изучения

экономической теории марксизмом связывается с познанием объективных экономических отношений, складывающихся

между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

2. Теория (маржинализма) субъективно-психологическое направление, основоположниками являются: – Менгер, Беем-Баверк, Визер (1581-1920) (австрийская школа) – ценность благ определяется их ограниченностью

и редкостью; – Джеванс (английская школа); – Маршал (1842-1924) – сделал попытку объединить теорию издержек производства, спроса и предложения с одной стороны, и теорию предельной полезности и производительности с другой; – Кларк (1847-1938) (американская школа) – сформулировал закон убывающей производительности факторов производства и закон предельной производительности.

В качестве основной цели экономической теории представители данных школ видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта.

Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Получает развитие и математическая школа, которая основной упор делает на использование математических методов в экономическом анализе. Основными представителями выступают: Парето, Джеванс.

Современное углубление и расширение исследования начинается с обстоятельных исследований английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946). Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках, а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов находится механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.