Государственные расходы и налоги

Тема 13. Бюджетно-налоговое регулирование рыночной экономики

1. Государственные расходы и налоги

2. Бюджетно-налоговая политика

3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов

 

Мощными рычагами государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий являются государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, ко­торым располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций. Сущность государственного бюджета проявляется в их функциях. Распределительная функция: через финансы осуществляется внутрихозяйственное, межхозяйственное и межтерриториальное распределение общественного продукта. Регулирующая функция: при помощи финансов обеспечивается бесперебойный поток средств, регулирующих пропорции в производстве. Стимулирующая функция: финансы используются как эффективный механизм стимулирования, развития и совершенствования производства. Контролирующая функция: через финансовые показатели государство устанавливает контроль за распределением и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: соци­альные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется глав­ная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, ук­репление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Доходы государства представляют собой направления поступления денежных ресурсов. Первое место в бюджетных доходах занимают налоговые поступления.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства: массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и т. д.

Налоги – это обязательные сборы, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу следует отнести: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвен­ные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частич­но или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги); таможенные пошлины.

Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и экономическую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.